Чтобы обеспечить устойчивость земляного полотна на косогорах, в местах пересечения автомобильной дороги с реками, оврагами, или балками, по которым стекает вода от дождей и даяния снега, а также при пересечении дорог устраивают различного рода искусственные сооружения. К ним относят: подпорные стенки, трубы, мосты, путепроводы; виадуки, эстакады и др. Большую часть водопропускных сооружений, строящихся на автомобильных дорогах, составляют мосты и водопропускные трубы. Трубы представляют собой простейшие искусственные, сооружения, которые устраивают для пропуска воды под земляным полотном авто мобильной дороги при пересечении с периодически или постоянно действующими водотоками. Мосты представляют собой искусственные сооружения, прерывающие земляное полотно дороги. Движение автомобилей происходит по пролетному строению моста, поддерживающему ездовое полотно и расположенному на опорах, которые передают давление пролетных строений на грунт.
Мосты бывают однопролетными с двумя опорами и многопролетными, когда, кроме, крайних опор, устраиваемых в местах сопряжения моста с берегами, называемых устоями, имеются и промежуточные опоры. По материалу пролетных строений мосты бывают деревянные, каменные, бетонные, железобетонные, металлические и комбинированные, по назначению - автодорожные, железнодорожные, пешеходные, совмещенные для нескольких видов движения и специального назначения (для трубопроводов, кабелей и т. п.).
Встречаются и другие искусственные сооружения, аналогичные мостам: путепроводы, эстакады, виадуки. Путепроводы предназначены для пересечения дорог в разных уровнях; эстакады - для размещения дороги над поверхностью земли, с тем, чтобы нижележащее пространство можно было использовать для проезда. В городах эстакады устраивают и для пропуска автомобильного движения. Виадуки устраивают при пересечении дорогой глубоких лощин, оврагов или суходолов. Любой мост, как ответственное инженерное сооружение, должен удовлетворять ряду требований, заключающихся в том, что въезд на мост и движение по мосту должны быть, удобными и безопасными с учетом перспективы роста движения.
Мосты проектируют с шириной пролетного строения, равной ширине земляного полотна дороги. Во избежание сьездов с падением автомобилей на железобетонных мостах устраивают бордюры высотой не менее 40 см. На подходах к мостам и путепроводам, устраивают ограждения балочного типа, расширяющиеся от перил моста и сопрягающиеся с бровкой земляного полотна плавными кривыми.
Ширина моста назначается в зависимости от интенсивности движения по дороге и определяется шириной проезжей части моста и шириной тротуаров. Габаритом моста (габаритом приближения конструкций) называется очертание, внутрь которого не должны вдаваться никакие элементы конструкций. Габариты «остов на автомобильных дорогах и в городах обозначают буквой Г и числом, соответствующим ширине проезжей части Пч = nb на мосту и прилегающих к ней предохранительных полос П в метрах При наличии разделительной полосы к обозначению габарита добавляется ее ширина С, причем в ширину разделительной полосы входят прилегающие к ней предохранительные полосы П. Если мост имеет два раздельных пролетных строения, габарит моста может быть составлен из двух отдельных габаритов и тогда его обозначают 2Г. Габариты мостов назначают в зависимости от категории автомобильной дороги, на которой расположены эти мосту, числа полос для движения п и ширины одной полосы движения Ь. Ширина подмостовых габаритов путепроводов (тоннелей) принимается равной, как правило, ширине земляного полотна, под которой он прохсдит. Высота габарита мостов Н над поверхностью покрытия принимается для дорог 1...Ш категорий и в городах равной 5 м, для дорог IV - V категорий - 4,5 м. Ширина тротуаров Т назначается кратной 0,75 ч н устанавливается в зависимости от интенсивности пешеходного движения. Габарит моста по высоте Н и максимальная осеряя нагрузка указываются специальным дорожным знаком у каждого моста и путепровода.
|