Главная Автомобильные дороги Искусственные сооружения
Искусственные сооружения

Чтобы обеспечить устойчивость земляного полотна на косого­рах, в местах пересечения автомобильной дороги с реками, оврага­ми, или балками, по которым стекает вода от дождей и даяния сне­га, а также при пересечении дорог устраивают различного рода ис­кусственные сооружения. К ним относят: подпорные стенки, трубы, мосты, путепроводы; виадуки, эстакады и др. Большую часть водо­пропускных сооружений, строящихся на автомобильных дорогах, составляют мосты и водопропускные трубы.
Трубы представляют собой простейшие искусственные, соору­жения, которые устраивают для пропуска воды под земляным по­лотном авто мобильной дороги при пересечении с периодически или постоянно действующими водотоками.
Мосты представляют собой искусственные сооружения, пре­рывающие земляное полотно дороги. Движение автомобилей про­исходит по пролетному строению моста, поддерживающему ездо­вое полотно и расположенному на опорах, которые передают дав­ление пролетных строений на грунт.

Мосты бывают однопролетными с двумя опорами и многопро­летными, когда, кроме, крайних опор, устраиваемых в местах со­пряжения моста с берегами, называемых устоями, имеются и про­межуточные опоры.
По материалу пролетных строений мосты бывают деревянные, каменные, бетонные, железобетонные, металлические и комбини­рованные, по назначению - автодорожные, железнодорожные, пе­шеходные, совмещенные для нескольких видов движения и специ­ального назначения (для трубопроводов, кабелей и т. п.).

Встречаются и другие искусственные сооружения, аналогич­ные мостам: путепроводы, эстакады, виадуки. Путепроводы пред­назначены для пересечения дорог в разных уровнях; эстакады - для размещения дороги над поверхностью земли, с тем, чтобы нижеле­жащее пространство можно было использовать для проезда. В го­родах эстакады устраивают и для пропуска автомобильного движе­ния. Виадуки устраивают при пересечении дорогой глубоких ло­щин, оврагов или суходолов.
Любой мост, как ответственное инженерное сооружение, дол­жен удовлетворять ряду требований, заключающихся в том, что въезд на мост и движение по мосту должны быть, удобными и безопасными с учетом перспективы роста движения.

Мосты проектируют с шириной пролетного строения, равной ширине земляного полотна дороги. Во избежание сьездов с падени­ем автомобилей на железобетонных мостах устраивают бордюры высотой не менее 40 см.
На подходах к мостам и путепроводам, устраивают ограждения балочного типа, расширяющиеся от перил моста и сопрягающиеся с бровкой земляного полотна плавными кривыми.

Ширина моста назначается в зависимости от интенсивности движения по дороге и определяется шириной проезжей части моста и шириной тротуаров. Габаритом моста (габаритом приближения конструкций) называется очертание, внутрь которого не должны вдаваться никакие элементы конструкций. Габариты «остов на ав­томобильных дорогах и в городах обозначают буквой Г и числом, соответствующим ширине проезжей части Пч = nb на мосту и при­легающих к ней предохранительных полос П в метрах
При наличии разделительной полосы к обозначению габарита добавляется ее ширина С, причем в ширину разделительной полосы входят прилегающие к ней предохранительные полосы П.
Если мост имеет два раздельных пролетных строения, габарит моста может быть составлен из двух отдельных габаритов и тогда его обозначают 2Г.
Габариты мостов назначают в зависимости от категории авто­мобильной дороги, на которой расположены эти мосту, числа по­лос для движения п и ширины одной полосы движения Ь.
Ширина подмостовых габаритов путепроводов (тоннелей) при­нимается равной, как правило, ширине земляного полотна, под ко­торой он прохсдит.
Высота габарита мостов Н над поверхностью покрытия прини­мается для дорог 1...Ш категорий и в городах равной 5 м, для дорог IV - V категорий - 4,5 м.
Ширина тротуаров Т назначается кратной 0,75 ч н устанавли­вается в зависимости от интенсивности пешеходного движения.
Габарит моста по высоте Н и максимальная осеряя нагрузка указываются специальным дорожным знаком у каждого моста и путепровода.