Применяются различные виды классификации автомобильных дорог. В частности по административному признаку дороги различаются на общегосударственные (общесоюзные), республиканские, краевые, районные, областные, сельские и ведомственные. В зависимости от административного подчинения, экономического и культурного значения дороги об щей сети Российской Федерации разделяются на:
- магистральные федеральные дороги общегосударственного значения, предназначенные для дальних автомобильных сообщений и соединяющие между собой столицы республик в составе Российской Федерации, крупные промышленные и культурные центры, а также дорожную сеть Российской Федерации с магистральными дорогами соседних государств;
- прочие федеральные дороги, соединяющие главные административные, культурные и экономические центры республик в составе Российской Федерации, краев и областей со столицей республики и между собой;
- дороги областного и краевого значения, соединяющие районные центры между собой и с центром своей республики, края или области, с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями;
- дороги районного значения, соединяющие районные центры или отдельные сельские населенные пункты, колхозы, совхозы между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями дорогами общей сети;
- курортные дороги, служащие преимущественно для пассажирских сообщений в курортных районах;
- подъездные пути к крупнейшим городам и промышленным центрам для связи их с тяготеющими к ним районами;
- городские дороги и дороги населенных мест (улицы);
- дороги промышленных предприятий, отдельных совхозов, колхозов и предприятий лесного хозяйства по которым осуществляются внутрихозяйственные перевозки.
В настоящее время действуют строительные нормы и правила (СНиП 2.05.02-85), распространяющиеся на все вновь строящиеся и реконструируемые автомобильные дороги общего пользования, и подъездные дороги к промышленным предприятиям. В соответствии с этим документом, автомобильные дороги в зависимости от расчетной перспективной интенсивности движения и их народнохозяйственного и административного значения подразделяются на 5 основных категорий (табл.2.2). Категория I в свою очередь имеет две подкатегории: I-а и 1-6. При этом к I-а отнесены наиболее совершенные магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения, в том числе предназначенные для международного сообщения. К остальным категориям относятся прочие дороги общегосударственного, республиканского, краевого и областного, а также местного значения. Важным транспортно-эксплуатационным показателем дорог является расчетная скорость и допустимые осевые нагрузки, которые составляют для дорог I...IV категорий - 10 тс и для V категории - 6 тс. При нормировании тракторных работ дороги делят на три группы:
- первая группа - гравийные, щебеночные, грунтовые, проселочные (в хорошем состоянии) и снежные указанные дороги;
- вторая группа - гравийные и щебеночные разбитые, грунтовые и проселочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;
- третья группа - разбитые с глубокой колеей, оттаявшие после длительных оттепелей, гребнистые, пашня нормальной влажности и замерзшая, переувлажненное поле после корнеклубнеплодов, бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицу и снежная целина.
В условиях сельскохозяйственного производства используются в основном автомобильные дороги IV и V категории.
|