Главная Автомобильные дороги Классификация автомобильных дорог
Классификация автомобильных дорог

Применяются различные виды классификации автомобильных дорог. В частности по административному признаку дороги разли­чаются на общегосударственные (общесоюзные), республиканские, краевые, районные, областные, сельские и ведомственные.
В зависимости от административного подчинения, экономиче­ского и культурного значения дороги об щей сети Российской Фе­дерации разделяются на:

  1. магистральные федеральные дороги общегосударственного значения, предназначенные для дальних автомобильных со­общений и соединяющие между собой столицы республик в составе Российской Федерации, крупные промышленные и культурные центры, а также дорожную сеть Российской Федерации с магистральными дорогами соседних госу­дарств;
  2. прочие федеральные дороги, соединяющие главные адми­нистративные, культурные и экономические центры рес­публик в составе Российской Федерации, краев и областей со столицей республики и между собой;
  3. дороги областного и краевого значения, соединяющие рай­онные центры между собой и с центром своей республики, края или области, с общей сетью дорог, а также с важней­шими станциями или пристанями;
  4. дороги районного значения, соединяющие районные центры или отдельные сельские населенные пункты, колхозы, совхозы между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями до­рогами общей сети;
  5. курортные дороги, служащие преимущественно для пасса­жирских сообщений в курортных районах;
  6. подъездные пути к крупнейшим городам и промышленным центрам для связи их с тяготеющими к ним районами;
  7. городские дороги и дороги населенных мест (улицы);
  8. дороги промышленных предприятий, отдельных совхозов, колхозов и предприятий лесного хозяйства по которым осуществляются внутрихозяйственные перевозки.

В настоящее время действуют строительные нормы и правила (СНиП 2.05.02-85), распространяющиеся на все вновь строящиеся и реконструируемые автомобильные дороги общего пользования, и подъездные дороги к промышленным предприятиям. В соответст­вии с этим документом, автомобильные дороги в зависимости от расчетной перспективной интенсивности движения и их народно­хозяйственного и административного значения подразделяются на 5 основных категорий (табл.2.2).
Категория I в свою очередь имеет две подкатегории: I-а и 1-6. При этом к I-а отнесены наиболее совершенные магистральные ав­томобильные дороги общегосударственного значения, в том числе предназначенные для международного сообщения. К остальным категориям относятся прочие дороги общегосударственного, рес­публиканского, краевого и областного, а также местного значения.
Важным транспортно-эксплуатационным показателем дорог является расчетная скорость и допустимые осевые нагрузки, кото­рые составляют для дорог I...IV категорий - 10 тс и для V катего­рии - 6 тс.
При нормировании тракторных работ дороги делят на три группы:

  1. первая группа - гравийные, щебеночные, грунтовые, просе­лочные (в хорошем состоянии) и снежные указанные дороги;
  2. вторая группа - гравийные и щебеночные разбитые, грунтовые и проселочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерно­вых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;
  3. третья группа - разбитые с глубокой колеей, оттаявшие после длительных оттепелей, гребнистые, пашня нормальной влаж­ности и замерзшая, переувлажненное поле после корне­клубнеплодов, бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицу и снежная целина.

В условиях сельскохозяйственного производства используются в основном автомобильные дороги IV и V категории.