Централизованные перевозки грузов, представляют иную организацию перевозок и другую форму взаимоотношений между грузоотправителями, грузополучателями и АТП. В соответствии с Уставом автомобильного транспорта и Положением основными признаками централизованных перевозок являются следующие: перевозки грузов выполняются с полным транспортно-экспедиционным обслуживанием, когда одно АТП общего пользования своим подвижным составом или с привлечением подвижного состава других АТП (при едином оперативном руководстве перевозками) обеспечивает доставку грузов от одного грузоотправителя всем грузополучателям или одному грузополучателю от многих грузоотправителей, при этом все перевозки по завозу (вывозу) грузов на станции железных дорог, в порты, пристани, аэропорты и регулярные междугородные перевозки выполняются автомобильным транспортом общего пользования.
Централизованные перевозки могут выполнятся АТП различных ведомств и форм собственности. Централизованно целесообразно выполнять вывоз готовой продукции промышленных предприятий, завоз и вывоз грузов со станций железных дорог, портов, пристаней и аэропортов, вывоз и завоз грузов на накопительно-распределительные базы и склады, вывоз продукции сельского хозяйства на заготовительные пункты и перерабатывающие предприятия, доставку всех видов массовых строительных грузов на соответствующие объекты, доставку грузов в междугородном сообщении. Договоры на централизованную перевозку заключаются АТП с грузоотправителями, за исключением случаев вывоза груза со станций железных дорог, из портов и аэропортов, а также перевозок сельскохозяйственных продуктов сырья на заготовительные пункты, перерабатывающие предприятия и места длительного хранения груза, когда заключается трехсторонний договор между АТП (организациями), сельхозпредприятиями и заготовительными организациями (хлебоприемные пункты, сахарные заводы и т.п.). Централизованные перевозки планируются АТП (организациями) совыестно с грузоотправителями (грузополучателями), железнодорожными станциями, портами, пристанями и аэропортами. Системой централизованных перевозок грузов предусматривается строгое разфаничение обязанностей между грузоотправителями, АТП (организациями) и грузополучателями. Грузоотправитель сам устанавливает очередность и время доставки груза каждому грузополучателю и несет ответственность за бесперебойное его снабжение. Грузоотправителю вменяется в обязанность выполнять все работы, связанные с подготовкой и погрузкой груза на АТС.
АТП выполняют все работы, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием: прием груза у грузоотправителей, сопровождение и охрана груза в пути, сдача груза получателю и оформление товарно-транспортной документации. АТП при наличии возможности может по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем принять на себя все погру-зочно-разгрузочные работы.
Грузополучатели обязаны своими силами и средствами выгружать груз из АТС, содержать в исправности подъездные пути и своевременно оформлять товарно-транспортную документацию. Перевозка груза может производиться по заранее разработанным графикам и маршрутам. Обслуживание грузоотправителей одной автотранспортной организацией: создаст условия для лучшего изучения грузопотоков в районе перевозок, специализации АТС, организации перевозок по постоянным маршрутам, внедрения сменно-суточного планирования, упрощения документации на получение (сдачу) груза и оплату за перевозку. Одним из основных мероприятий, способствующих развитию централизованных перевозок грузов, явилось укрупнение и объединение мелких и средних АТП (контор) в крупные специализированные предприятия, на базе которых были образованы автотранспортные комбинаты и объединения.
Централизованная система завоза (вывоза) груза позволяет широко использовать специализированный подвижной состав (контейнеровозы, полуприцепы - фургоны, автомобили-самосвалы и т.п.), организовать работу подвижного состава по "челночному" методу со сменными полуприцепами, производить ночную загрузку подвижного состава. Все это в конечном итоге обеспечивает выполнение большого объема работы с меньшим количеством подвижного состава. Централизованные перевозки грузов автомобильным транспортом успешно внедряются во всех отраслях сельскохозяйственного производства. Большое значение при организации централизованных перевозок имеет диспетчерское оперативное руководство работой подвижного состава нескольких АТП. В их обязанность входит: изучение размещения грузообразующих и грузопоглощающих пунктов в регионе, грузопотоков и их направления, заключение договоров на перевозку грузов с клиентурой, а также договоров с АТП на выделение А ГС, распределение объемов перевозок и подвижного состава по объектам, разработка графиков доставки грузов, осуществление контроля за выполнением плана перевозок грузов, ведение оперативного учета о выполнении централизованного обслуживания клиентуры и другие работы. Централизованная перевозка грузов способствует улучшению транспортного процесса, ликвидации непроизводительных простоев подвижного состава в ожидании погрузки и разгрузки, организации ритмичной и регулярной работы автомобилей по часовому графику, внедрению механизации погрузочно-разгрузочных работ, использованию специализированных автомобилей повышенной грузоподъемности, снижению себестоимости перевозок и издержек народного хозяйства на автомобильный транспорт. Наиболее высокий уровень централизации перевозок был достигнут по таким фузам, как хлеб и хлебобулочные изделия, продовольственные товары, строительные фузы, контейнерные перевозки. По мере концентрации АТС в крупных АТП будет происходить дальнейшее расширение централизованных перевозок фузов при неуклонном совершенствовании их организации.
|