Для каждого тягача или автомобиля при определенных дорожных условиях и определенном типе прицепов существует оптимальная масса автопоезда, при которой достигается наивысшая производительность.
Автомобили-тягачи подразделяются на буксирные и седельные (рис. 3.9). Буксирные тягачи выполняются на базе двух-, трех- и многоосных шасси грузового автомобиля, буксируют прицепы, для чего оборудуются сцепными устройствами.
Для буксирных тягачей величина сцепной массы может быть увеличена путем применения балласта. Поэтому такие тягачи иногда называют балластными. На их раме устанавливают небольших размеров кузов, а для улучшения маневренности автопоезда длина базы балластных тягачей уменьшается. Любой одиночный автомобиль, оборудованный сцепным устройством, является буксирным тягачом.
 Рис. 3.9. Автомобильные тягачи: а - седельный тягач; 6 - буксирный тягач
Для соединения прицепов с буксирным тягачом, автомобилем или передним прицепом применяют тягово-сцепные устройства, а для соединения полуприцепа с седельным тягачом - опорно-сцепные устройства. Седельные тягачи работают в сцепке с полуприцепами и не имеют кузова. На раме седельного тягача установлено опорно-сцепное устройство, соединяющее тягач с полуприцепом. Часть массы полуприцепа через опорно-сцепное устройство передается на шасси седельного тягача. Конструкции тягово-сцепного и опорно-сцепного устройства должны удовлетворять следующим требованиям:
- сцепка и расцепка должна быть быстрой, без большой затраты физической силы и дополнительного персонала, Наиболее совершенны в этом отношении автоматические и полуавтоматические сцепки, когда операция сцепки производится движением тягача назад, а расцепка осуществляется системой тяг из кабины шофера;
- сцепное устройство должно быть надежным и не допускать саморасцепки. Для этой цели предусматриваются запорный механизм и дублирующее сцепное устройство (в виде цепей или трэсов);
- сцепное устройство должно обеспечивать необходимую амортизацию для поглощения толчков и ударсв, возникающих при движении;
- сцепное устройство должно обеспечивать необходимую гибкость, не увеличивая радиусов поворота, и давать возможность двигаться прямолинейно задним ходом.
Тягово-сцепное устройство - специальный буксирный прибор двухстороннего действия, позволяющий смягчить осевые толчки, возникающие во время движения автопоезда в обоих направлениях.

Тягово-сцепное устройство (рис. 3.10) представляет собой стальной крюк, стержень которого опирается на две распорные втулки, установленные в задней и дополнительной поперечинах рамы. Силы, возникающие при взаи моде истин и автомобиля с прицепом, воспринимает резиновый буфер или пружина Буфер или пружину помещают на стержне крюка между фланцами втулок, а на конец стержня навертывают гайку. Отметим, что резиновый бу-фер значительно долговечнее пружины. После выполнения сцепки тягово-сцепное устройство запирают шплинтом на цепочке, который вставляют в отверстие защелки и собачки. Таким образом, предотвращается возможность самопроизвольной расцепки автомобиля и прицепа. На автомобилях и прицепах, не имеющих тягово-с цепного устройства, устанавливают петли (буксирные вилки), предназначенные только для кратковременного буксирования автомобиля, но исключающие работу с прицепом. Для соединения седельного тягача и полуприцепа применяют опорно-сцепное полуавтоматическое устройство (рис. 3.11). Основой опорно-сцепного устройства седельного тягача служит укрепленная болтами на лонжеронах рамы плита, которая соединена с седлом с использованием кронштейна и оси балансира.

Рис. 3.11. Седельно-сцепное устройство: а - вид с боку; б - вид снизу; 1, 9 - стремянки; 2 - распорка; 3 - плита седла; 4 - кронштейн крепления седельно-сцепного устройства; 5, 16 - масленки; 6 предохранитель саморасцепки; 7 - седло; 8 - оттяжная пружина; 10 -балансир; 11 - ограничитель бокового наклона седла; 12 - кронштейн седла; :3 - ось захвата; 14 - захваты; 15 - втулка; 17 - ось балансира; 18 - клин; 19 - рычаг управления расцепкой, 20 - запорный кулак; 21 - направляющий палец кулака; 22 - пружина запорного кулака; 23 - ось защелки; 24 - защелка запорного кулака; 25 - штифт захвата; 26 - пружина защелки
Таким образом, сцепное устройство имеет две оси, вокруг которых седло ыожет качаться как в продольной, так и в поперечной плоскостях. Ось установлена в двух кронштейнах, гривернутых к плите болтами. Отклонение седла вместе с балансиром относительно этой оси ограничено двумя ограничителями бокового наклона. В зависимости от положения последних углы отклонения седла могут быть равны 15, 8 и 0°. На закрепленных в седле осях установлено два захвата. В передней части полуприцепа размещены две опоры и шкворень. Для сцепления полуприцепа с седельным тягачом переднюю часть полуприцепа располагают на такой высоте, при которой передняя кромка его опорного листа ложится на седло. Электрические провода и соединительный шланг тормозной системы подвешивают на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке. Ограничители бокового наклона седла отодвигают назад и стопорят в этом положении болтами. Предохранитель саморасцепки повертывают в сторону. Если захваты не раскрыты, то рычаг управления переводят вперед в положение, фиксируемое защелкой запорного кулака. Во время сцепки шкворень полприцепа разводит в сторону передние концы захватом, а пружина вводит запорный кулак сцепного механизма между задними концами захватом и запирает шкворень между ними. При этом рычаг переходит в заднее положение, и предохранитель опускается. Для облегчения сцепки выемка в седле сделана расширяющейся, а седло установлено на оси с наклоном назад.
После сцепки соединяют пневматические и электрические системы тягача и полуприцепа. Катки полуприцепа поднимают, опускают стояночный тормоз, и тягач с полуприцепом готов к движению. Для расцепки тягача с полуприцепом у заторможенного стояночным тормозом полуприцепа опускают опорные катки до упора в поверхность дороги или в другую опору. Затем закрывают разобщительные краны и разъединяют соединительные головки пневматического тормозного привода к прицепу и электропровода. Подвешивают шланги и провода на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали расцепке. Предохранитель отводят в сторону. У полуприцепа, сцепленного с тягачом, шкворень зажат между захватами сцепного устройства тягача, поэтому кулак, запирающий захваты, отводят вперед рычагом управления расцепкой. Запорный кулак удерживается в отведенном положении защелкой, упирающейся в его заплечики. Защелку относительно оси поворачивает пружина. Далее плавным движением тягача на первой передаче отводят его от полуприцепа. При этом шкворень выходит из захватов, раздвигая их в стороны, а кулак запирает их в разомкнутом положении.
|