Главная Автомобильные транспортные средства (АТС) Эксплуатационные качества автотранспортных средств
Эксплуатационные качества автотранспортных средств

Качеством любого изделия или вида продукции называется со­вокупность его свойств, обусловливающих его пригодность удов­летворять определенные потребности в соответствии с его назначе­нием.
В принципе было бы желательным оценивать АТС каким-либо одним обобщающим показателем эксплуатационных качеств, одно­значно выражающим его качество. Однако этому препятствует сложность устройства современного АТС, многочисленность раз­личных отдельных его свойств и особенностей конструкций, мно­гообразие различных их сочетаний и разная их значимость в зави­симости от условий эксплуатации и вида перевозок.
Учитывая указанные специфические особенности закономерно определять совершенство его конструкции не одним обобщающим качеством, а комплексом отдельных показателей его эксплуатаци­онных качеств.
Термин "эксплуатационное качество автомобиля" впервые было введено в 1928 г. академиком АН СССР Е.А. Чудаковым.
Дальнейшими исследованиями и разработкой эксплутацион-ных качеств АТС занимался член-корреспондент АН СССР Д.П. Великанов.
Эксплуатационным качеством АТС является сочетание опре­деленных отличительных свойств и конструктивных особенностей, которое характеризует его достоинства и степень его потребитель­ского совершенства применительно к перевозкам грузов и пасса-

жиров.
Добавление к термину ''качество" слова "эксплуатационное" подчеркивает, что достоинства характеризуются применительно к определенным условиям использования, типичным для данного АТС.
Количество разных эксплуатационных качеств АТС, которые могут рассматриваться самостоятельно, довольно велико. Это ди­намика, экономика, надежность, проходимость, устойчивость, лег­кость управления, мягкость хода, простота ухода, запас хода, ис­пользование массы, использование габарита и маневренность. Кро­ме них, могут также рассматриваться такие эксплуатационные ка­чества, как, например: долговечность АТС, его приспособленность к погрузке и разгрузке груза, удобство посадки и высадки пассажи­ров, степень обеспечения безопасности, запас хода между потреб­ностью в техническом обслуживании или ремонте, трудоемкость выполнения этих работ, удобство сидений пассажиров, защищен­ность кузова или кабины от попадания дождя и пыли, эффектив­ность отопления и вентиляции, бесшумность и др.
Кажаое из названных эксплуатационных качеств следует изу­чить и стремиться к его совершенствованию. Но не все они имеют одинаковую значимость для обобщенной оценки азтомобиля как транспортного средства. Для этой цели могут быть выделены ос­новные эксплуатационные качества, которые в комплексе позволя­ли бы давать по возможности наиболее полную обобщенную оцен­ку эффективности, удобства и безопасности использования АТС.
На рис.3.5. изображена системная связь между элементами конструкции автомобиля, его эксплуатационными качествами и элементами эффективности использования, характеризующая ме­тод оценки совершенства его конструкции.
На этой схеме указаны следующие пять основных элементов конструкции автомобиля: масса и общая компоновке; кузов (и ка­бина); двитель; трансмиссия; ходовая часть (рама, подвеска, ко­леса, шины, рулевое управление, тормозные механизмы).
В зависимости от конкретной решаемой задачи мэгут быть вы' делены не пять, а большее количество элементов конструкции автомобиля.

Рис. 3.5. Системная связь между элементами конструкции АТС и эффективности его использования



Каждый из выделенных элементов конструкции автомобиля определяет количественные значения измерителей разных эксплуа­тационных качеств автомобиля. Эти взаимосвязи указаны на схеме стрелками, упирающимися в объединяющие вертикальные линии, каждая из которых связана (жирной точкой) с горизонтальной ли­нией, входящей сплошной стрелкой в соответствующее эксплуата­ционное качество. В случае если данный элемент конструкции вли­яет лишь на какое-либо одно эксплуатационное качество (напри­мер, «кузов» на «вместимость»), то объединяющей вертикальной линии не требуется и взаимосвязь между ними (стрелка и жирная точка) изображается одной горизонтальной или ломаной линией.
Основные эксплуатационные качества автомобиля изображены в средней части схемы.
Конечные критерии совершенства конструкции автомобиля -элементы, характеризующие эффективность его использования, -изображены в правой части схемы.
В настоящем своем виде изложенный метод позволяет доста­точно полно и всесторонне оценивать совершенство конструкции автомобилей. Указанные на схеме взаимосвязи между элементами конструкции автомобиля и его оценочными параметрами в боль­шинстве своем уже достаточно изучены, характеризуются конкрет­ными измерителями, выражаемыми количественными значениями. Недостаточно еще разработаны способы оценки сохранности пере­возимого груза, измерители удобства и утомляемости пассажиров, безопасности автомобиля и некоторые другие. Однако это не пре­пятствует практическому применению метода.
Большинство элементов эффективности использования изме­ряется относительными величинами на единицу транспортной ра­боты, т.е. величинами, отнесенными к производительности автомо­биля. Поэтому первоначально рассматривается зависимость произ­водительности АТС от его конструктивных особенностей. Рассмотрим зависимость каждого из параметров производи­тельности от конструкции АТС.
Грузоподъемность q определяется конструктивной размерно­стью и прочностью основных несущих узлов и агрегатов его шасси: рамы, мостов, подвески, колёс, шин и др. При ограничении дорож­ными нормами полной массы автомобиля грузоподъемность зави­сит от собственной его массы: чем она меньше, тем соответственно больше грузоподъемность.
Возможность полностью использовать грузоподъемность за­висит от внутренних размеров кузова и объемной массы груза. Это требует учета второго параметра в формуле производительности -коэффициента использования грузоподъемности у. Величина его может зависеть не только от размеров кузова, но в некоторых слу­чаях от других особенностей его устройства.