Качеством любого изделия или вида продукции называется совокупность его свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. В принципе было бы желательным оценивать АТС каким-либо одним обобщающим показателем эксплуатационных качеств, однозначно выражающим его качество. Однако этому препятствует сложность устройства современного АТС, многочисленность различных отдельных его свойств и особенностей конструкций, многообразие различных их сочетаний и разная их значимость в зависимости от условий эксплуатации и вида перевозок. Учитывая указанные специфические особенности закономерно определять совершенство его конструкции не одним обобщающим качеством, а комплексом отдельных показателей его эксплуатационных качеств. Термин "эксплуатационное качество автомобиля" впервые было введено в 1928 г. академиком АН СССР Е.А. Чудаковым. Дальнейшими исследованиями и разработкой эксплутацион-ных качеств АТС занимался член-корреспондент АН СССР Д.П. Великанов. Эксплуатационным качеством АТС является сочетание определенных отличительных свойств и конструктивных особенностей, которое характеризует его достоинства и степень его потребительского совершенства применительно к перевозкам грузов и пасса-
жиров. Добавление к термину ''качество" слова "эксплуатационное" подчеркивает, что достоинства характеризуются применительно к определенным условиям использования, типичным для данного АТС. Количество разных эксплуатационных качеств АТС, которые могут рассматриваться самостоятельно, довольно велико. Это динамика, экономика, надежность, проходимость, устойчивость, легкость управления, мягкость хода, простота ухода, запас хода, использование массы, использование габарита и маневренность. Кроме них, могут также рассматриваться такие эксплуатационные качества, как, например: долговечность АТС, его приспособленность к погрузке и разгрузке груза, удобство посадки и высадки пассажиров, степень обеспечения безопасности, запас хода между потребностью в техническом обслуживании или ремонте, трудоемкость выполнения этих работ, удобство сидений пассажиров, защищенность кузова или кабины от попадания дождя и пыли, эффективность отопления и вентиляции, бесшумность и др. Кажаое из названных эксплуатационных качеств следует изучить и стремиться к его совершенствованию. Но не все они имеют одинаковую значимость для обобщенной оценки азтомобиля как транспортного средства. Для этой цели могут быть выделены основные эксплуатационные качества, которые в комплексе позволяли бы давать по возможности наиболее полную обобщенную оценку эффективности, удобства и безопасности использования АТС. На рис.3.5. изображена системная связь между элементами конструкции автомобиля, его эксплуатационными качествами и элементами эффективности использования, характеризующая метод оценки совершенства его конструкции. На этой схеме указаны следующие пять основных элементов конструкции автомобиля: масса и общая компоновке; кузов (и кабина); двитель; трансмиссия; ходовая часть (рама, подвеска, колеса, шины, рулевое управление, тормозные механизмы). В зависимости от конкретной решаемой задачи мэгут быть вы' делены не пять, а большее количество элементов конструкции автомобиля.
Рис. 3.5. Системная связь между элементами конструкции АТС и эффективности его использования
Каждый из выделенных элементов конструкции автомобиля определяет количественные значения измерителей разных эксплуатационных качеств автомобиля. Эти взаимосвязи указаны на схеме стрелками, упирающимися в объединяющие вертикальные линии, каждая из которых связана (жирной точкой) с горизонтальной линией, входящей сплошной стрелкой в соответствующее эксплуатационное качество. В случае если данный элемент конструкции влияет лишь на какое-либо одно эксплуатационное качество (например, «кузов» на «вместимость»), то объединяющей вертикальной линии не требуется и взаимосвязь между ними (стрелка и жирная точка) изображается одной горизонтальной или ломаной линией. Основные эксплуатационные качества автомобиля изображены в средней части схемы. Конечные критерии совершенства конструкции автомобиля -элементы, характеризующие эффективность его использования, -изображены в правой части схемы. В настоящем своем виде изложенный метод позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать совершенство конструкции автомобилей. Указанные на схеме взаимосвязи между элементами конструкции автомобиля и его оценочными параметрами в большинстве своем уже достаточно изучены, характеризуются конкретными измерителями, выражаемыми количественными значениями. Недостаточно еще разработаны способы оценки сохранности перевозимого груза, измерители удобства и утомляемости пассажиров, безопасности автомобиля и некоторые другие. Однако это не препятствует практическому применению метода. Большинство элементов эффективности использования измеряется относительными величинами на единицу транспортной работы, т.е. величинами, отнесенными к производительности автомобиля. Поэтому первоначально рассматривается зависимость производительности АТС от его конструктивных особенностей. Рассмотрим зависимость каждого из параметров производительности от конструкции АТС. Грузоподъемность q определяется конструктивной размерностью и прочностью основных несущих узлов и агрегатов его шасси: рамы, мостов, подвески, колёс, шин и др. При ограничении дорожными нормами полной массы автомобиля грузоподъемность зависит от собственной его массы: чем она меньше, тем соответственно больше грузоподъемность. Возможность полностью использовать грузоподъемность зависит от внутренних размеров кузова и объемной массы груза. Это требует учета второго параметра в формуле производительности -коэффициента использования грузоподъемности у. Величина его может зависеть не только от размеров кузова, но в некоторых случаях от других особенностей его устройства.
|