Главная Автомобильные транспортные средства (АТС) Основные типы специализированных АТС
Основные типы специализированных АТС


В соответствии с типажом специализированных АТС преду­смотрено изготовление семи основных типов специализированных АТС.
Самосвалы. Всего 25 типоразмеров. Из них:

  1. для перевозки строительных грузов - 15 типоразмеров. В том числе самосвалы на базе неполноприводных и полно­приводных автомобилей; самосвальные автопоезда с самосвальными прицепами на базе прицепного состава к авто­мобилям; самосвальные полуприцепы к седельным тягачам;
  2. для перевозки сельскохозяйственных грузов - 1С типоразмеров. В том числе автосамосвалы и прицепные самосвальные автопоезда на базе полноприводных автомобилей и прицепного состава к ним.

Фургоны. Всего 38 типоразмеров. Из них:

  1. для перевозки продовольственных и промышленных това­ров (общего назначения) - 11 типоразмеров. В том числе фургоны на базе автомобилей и полуприцепов к седельным тягачам;
  2. для перевозки скоропортящихся грузов - 12 типоразмеров, в том числе:
  3. рефрижераторы - 7 типоразмеров на базе неполнопривод-ного и полнопрнводного авюмобиля; на базе полуприцепов к седельным тягачам;
  4. изотермиче:кие - 5 типоразмеров на базе неполнопривод­ного и полнопрнводного автомобиля;
  5. для перевозки хлебобулочных изделий - 5 типоразмеров, в том числе фургоны на базе неполноприводных и полнопри­водных автомобилей;
  6. для перевозки мебели - 3 типоразмера, в том числе фургон на базе неполнопри водного и полнопрнводного автомоби­ля;
  7. для перевозки бумаги - 1 типоразмер на базе автомобиля;
  8. для перевозки скота - 2 типоразмера, в том числе на базе полуприцепов к седельным тягачам:
  9. для перевозки инкубационных яиц, цыплят и живой птицы - 2 типоразмера на базе автомобилей.

Цистерны. Всего 19 типоразмеров. Из них:

  1. для нефтепродуктов - 15 типоразмеров, в том числе транс­
    портные и топливозаправочные автоцистерны на базе не­
    полнопри водного и полнопрнводного автомобиля; прицеп-ные автопоезда в составе автоцистерн на базе автомобилей и прицепов-цистерн к ним; полуприцепы-цистерны к се­дельным тягачам;
  2. для технической воды и воды на отгонные пастбища - 4 ти­
    поразмера, в том числе автоцистерны на базе полнопривод-
    ных автомобилей и полуприцепы-цистерны к седельному
    тягачу.

Лесовозы. Всего 11 типоразмеров. Из них:

  1. для сортимента 4 типоразмера, в том числе автомобиль-сортиментовоз и прицепной автопоезд-сортиментовоз на базе автомобиля и прицепа к нему; полуприцепы-сортнментовозы на базе полуприцепов к седельным тяга­чам;
  2. для леса в хлыстах - 4 автопоезда в составе лесовозных тя­гачей на базе полноприводных автомобилей и соответст­вующих прицепов-роспусков (3 типоразмера).

Металловозы. 3 типоразмера: полу прицеп-металл овоз на базе полуприцепа к седельному тягачу.
Кон1сйнеровозы. Всего 5 типоразмеров на базе полуприцепов к седельным тягачам.
В их числе предусмотрено исполнение контейнеровозов с пере­гружателем для 20- и 30-тонных контейнеров.
Тяжеловозы. Всего 13 типоразмеров. В том числе: 2 типоразме­ра полуприцепов-тяжеловозов (грузоподъемность 15 и 27 т), букси­руемых соответственно седельными тягачами; 9 типоразмеров при­цепов-тяжеловозов (грузоподъемность 40, 60, 90, 150, 300, 450, 600, 1000 и 1500 т), буксируемых специальными тягачами; 2 типоразме­ра самоходных тяжеловозов (грузоподъемность 150 и 300 т).
Таким образом, всего в типаже предусмотрено 112 типоразме­ров специализированных автотранспортных средств.
Кроме того, специализированные АТС изготавливаются раз­личными министерствами и ведомствами по своим типажам.
Типаж специализированного подвижного состава включает 103 типоразмера 5 типов (табл. 3.18).
Таким образом, можно считать, что в Российской Федерации изготавливаются несколько сот типоразмеров и 20 и 30 типов спе­циализированных АТС.

Таблица 3.18. Типаж специализированного подвижного состава
При этом каждое из специализированных АТС имеет кузов оригинальной конструкции, обеспечивающей оптимальное транс­портирование определенного вида груза.
Производство грузовых АТС в 2005 году по Российской Феде­рации охватывает все типы АТС по конструктивной схеме, размер­ности и виду перевозок в соответствии с классификацией и по полной массе (по категориям Nb N2 и N3) в соответствии с классификацией
Производство грузовых АТС категории Ni (полная масса до 3,5 тонн).
АО "АВТОВАЗ" выпускал автомобиль ВАЗ-2329 двенадцати модификаций с колесной формулой 4*4/все и грузоподъемностью 600 кг.
Исполнение;

  1. кузов-пикап с жестким верхом или тентом, или без них с задней дверью;
  2. кабина - двухдверная, двух- или четырехместная.

Автомобиль ВАЗ-2130 шести модификаций с колесной формулой 4*4/всг и грузоподъемностью 600 кг.
Исполнение:

  1. кузов-пикап или грузовая платформа с жестким верхом л ли тентом или без них, двухдверный и задняя дверь;
  2. кузов-фургон с жесткой перегородкой между сидением и грузовой площадкой, двухдверный, двух- и четырехме­стный и задняя дверь.

ЗАО "ВАЗИНТЕРСЕРВИС" на базе ВАЗ-2Ю53 и ВАЗ-21053-20 выпускал мод. 2345 двенадцати модификаций с колесной формулой 4*2/задние и грузоподъемностью 605-750 кг.
На базе ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 выпускал мод. 2346 двадцати-двух модификаций с колесной формулой 4*4/все и грузоподъемно­стью 720 кг.
ООО "Лада-Тул" на базе комплектов ВАЗ выпускал мод. 1706 с колесной формулой 4*2/передние и грузоподъемностью 550 кг, а также мод 2329 пяти модификаций с колесной формулой 4*4/все и грузоподъемностью 600 кг.
ДОАО "ИЖМАШ-АВТО" выпускал автомобили ИЖ-2717 че-тырех модификаций цельнометаллический пикап с задней двойной дверью с колесной формулой 4у-2/заднис и грузоподъемностью 650 кг.
Автомобиль ИЖ-27171 четырех модификаций, цельнометалли­ческий пикап со съемным тентом с колесной формулой 4*2/задние и грузоподъемностью 740 кг.
ОАО "Ульяновский автомобильный завод" выпускал автомо­били УАЗ-3303 тринадцати модификаций, УАЗ-3741 семи модифи­каций и УАЗ-3909 шестнадцати модификаций с колеснэЙ формулой 4*4/все и грузоподъемностью от 1000 до 1300 кг.
Исполнение:

  1. кузов - бортовая платформа с тентом или без него, а также закрытый цельнометаллический фургон с остекле­нием и без него с двухстворчатой дверью сзади;
  2. кабина двух- и пятиместная двухдверная.

ОАО "ГАЗ" выпускал автомобили ГАЗ-3302, ГАЗ-2705, ГАЗ-2310 и ГАЗ-2752 одиннадцати модификаций.
С колесной формулой 4х2/задние ГАЗ-3302, 33021, 330206, 330207, 33023,2705, 2310 и 2752.
С колесной формулой 4*4/всс ГАЗ 33027, 330273 и 27057. Гру­зоподъемность автомобилей от 1350 до 1650 кг.
Исполнение:

  1. кузов - бортовая платформа с дугами и тентом или без них, либо цельнометаллический фургон общего назначе­ния с боковой сдвижной и с задней двухствсрчатой две­рями;
  2. кабина - цельнометаллическая двухдверная, трех-, шес­ти- или семиместная.

На базе автомобилей ГАЗ изготавливались фургоны различного назначения.
ОАО "Арзамасский машиностроительный завод'* выпускал мод. 33022, 33028 и 2779.
ООО "Автомеханический завод" выпускал мод. 2766. ООО "Автосалон ЮрАвто" выпускал мод. 2782. ООО "Багем" выпускал мод. 27851. ООО "Спектр-Авто " выпускал мод. 2790. ООО "Спектор-Моторс" выпускал мод. 3796. ООО "Рустехпрограмма" выпускал мод. 2797.
ООО П:<Ф "Тонар" выпускал мод. 27551. Производство грузовых АТС категории № 2 и № 3 (полная масса 3,5... 12,0 т и более 12,0 т соответственно).
ГОУ "Арзамасский коммерческо-технический техникум" на ба­зе комплектов, поставляемых ОАО "ГАЗ" выпускал автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 с колесной формулой 4х2/задние.
Схема компоновки капотная, расположение двигателя - перед­нее продольное.
Исполнение:

  1. кузов - бортовая платформа с дугами и тентом и без них;
  2. кабина - цельнометаллическая двухдверная, двухмест­ная.

ГАЗ-3307 имеет двигатель ЗМЗ-513 четырехтактный бензино­вый, карбюраторный.
Грузоподъемность 4030-4700 кг.
ГАЗ-3309 имеет двигатель ММЗ, Д-245.7 четырехтактный ди­зель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением.
Грузоподъемность 4500-4980 кг.
ЗАО НПП "Техноспас-НН" выпускал на шасси ГАЗ-3308 и 33081 автомобили мод. 3325 четырех модификаций с колесной формулой 4*4/все. Исполнение:

  1. кузов - бортовая платформа с дугами и тентом;
  2. кузов - фургон общего назначения;
  3. кабина - цельнометаллическая, двухрядная, пятиместная.

Грузоподъемность 1490 и 1290 кг.
ООО "Автомеханический завод" на шасси ГАЗ-3307 и 3309 вы­пускал мод. 4753 шести модификаций. Исполнение:

  1. кузов - фургон общего назначения;
  2. кузов - фургон изотермический;
  3. кузов - фургон для хлеба;
  4. кабина - цельнометаллическая, двухдверная, двухмест­ная.

Грузоподъемность 4150 кг.
ГП "111 Военный завод" на шасси ГАЗ-3307 выпускал мод. 4789 трех модификаций. Исполнение:
кузов - грузовой изотермический фургон с задней одно­створчатой дверью, грузоподъемность 3400 кг; кузов - фургон для хлеба с боковыми дверями, грузо­подъемность 2710 кг;
кузов - фургон комбинированный с отделением для хле­ба и изотермической камерой, с задней одностворчатой дверью и боковыми дверями, грузоподъемность 2740 кг; кабина - цельнометаллическая двухдверная, двухместная.
ЗАО "Купава-Сервис" выпускал автомобиль ГАЗ-Купава-4738 восьми модификаций на базе шасси ГАЗ-3307 и 3309 с колесной формулой 4x2/ задние.
Исполнение:

  1. кузов-фургон изотермический, грузоподъемностью 3550-3700 кг;
  2. кузов-фургон общего назначения из сэндвич-панелей, грузоподъемность 3650...3800 кг;
  3. кузов-фургон торговый, грузоподъемность 3450...3600 кг;
  4. кузов - металлический общего назначения, грузоподъем­ность 3550...3700 кг;
  5. кабина цельнометаллическая, двухдверная, двухместная.

ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" на шасси
ГАЗ-3307 выпускал мод. 27791 трех модификаций. Исполнение:

  1. кузов - фургон изотермический с задней двухстворчатой дверью, грузоподъемность 4092 кг;
  2. кузов - фургон для хлеба с четырьмя одностворчатыми дверями или с боковой двухстворчатой дверью для дос­тупа в хозяйственной отсек и с двумя одностворчатыми дверями для доступа в отсек для хлеба, грузоподъем­ность 4041 кг;
  3. кабина - цельнометаллическая двухдверная, двухмест­ная.

ООО "Предприятие" СельхозПромлес" на шасси ГАЗ-3307, 3308, 3309 выпускал мод. 4795 шестнадцати модификаций. Исполнение:

  1. кузов - фургон общего назначения;
  2. кузов-фургон изотермический;
  3. кузов - фургон для хлеба;
  4. кузов - фургон мастерская.
  5. кабина - цельнометаллическая, двухдверная, двухмест­ная.

Грузоподъемность от 1830 до 4370 кг.
ОАО "Саранский завод автосамосвалов" на шасси ГАЗ-3307 выпускал самосвал ГАЗ-САЗ-3507 двух модификаций с металличе­ской платформой самосвального типа и опрокидыванием на три стороны, и кабиной цельнометаллической, двухдверной, двухмест­ной.
ГАЗ-САЗ-3507-01 с двигателем ЗМЗ-513 бензиновым четырех­тактным карбюраторным имеет грузоподъемность 4400 кг.
ГАЗ-САЗ-3507-02 с двигателем ММЗ, Д-245.7 четырехтактным дизелем с турбонаддувом и промежуточным охлаждением имеет грузоподъемность 4150 кг.
АМО "ЗИЛ" выпускал около 80 моделей и модификаций грузо­вых автомобилей полной массой от 6,9 до 14 т и более, в т.ч. двух-и трехосные шасси, бортовые автомобили, седельные тягачи и фур­гоны, а также полноприводные автомобили повышенной проходи­мости, автобусы и другие. На базе шасси "ЗИЛ" заводами создава­лись специализированные АТС.
Грузовые автомобили "ЗИЛ" оснащались бензиновыми и ди­зельными двигателями мощностью от 150 до 250 л.с, отвечающими экологическим требованиям Евро-2-
На автомобилях устанавливали однодисковое сцепление (на тяжелых иногда двухдисковое), механическую 5, 8, 9-ти ступенча­тую коробку передач, тормозные механизмы барабанного типа.
Исполнение:

  1. кузоз - грузовой фургон из сэндвич-панелей изотермиче­
    ский, торговый и для хлеба;
  2. кабина - цельнометаллическая двухдверная, с одним рядом сидений, трехместная или двухдверная с одним ря­дом сидений, двухместная, расширенная, оэ спальным мешком или четырехдверная, с двумя рядами сидений, семиместная.
  3. Грузоподъемность 2950-3250 кг.

На базе ЗИЛ-433112 выпускал ЗИЛ-Купава-4729 двух модифи­каций, с колесной формулой 4х2/задние. Исполнение:

  1. кузов-фургон изотермический из сендвич-панелей;
  2. кузов-фургон торговый из сендвич-панелей;
  3. кабина - цельнометаллическая, двухместная, двухдвер­ная.

Грузоподъемность 6100 кг.
ООО ПКФ Товар" на базе ЗИЛ-5901ЕО и ЗИЛ-5301БО выпус­кал мод. 29.48 двух модификаций. Колесная формула 4х2/задние. Исполнение:

  1. кузов-фургон торговый с теплоизолирующими стенками, торговой витриной и задней одностворчатой раскатной дверью;
  2. кузов-фургон с теплоизолирующими стенками, внутрен­ней облицовкой и задними раскатными дверьми;
  3. кабина - цельнометаллическая, двухдверная, трехмест­ная.

Грузоподъемность 1000-1150 кг.
ООО - "Меткомплекс" на шасси ЗИЛ-5301БО и 5301ЕО выпус­кал модель 27951 четырех модификаций с колесной формулой 4"2/аддние.
Исполнение

  1. кузов-фургон общего назначения;
  2. кузов - изотермический фургон для продуктов;
  3. кабина - цельнометаллическая, двухдверная, с одним ря­дом сидений, трехместная.

Грузоподъемность 2810-3325 кг.
ОАО "Камский автомобильный завод" главной целью создания завода было обеспечение народного хозяйства СССР и в первую очередь сельскохозяйственного производства дизельными грузо­выми автомобилями грузоподъемностью 8 тонн категории Б. Еже­годно с 1977 по 1991 год в сельское хозяйство поставлялось по 50 тыс. автомобилей КамАЗ. В системе Транссельхозтехника" по всем областям были созданы транспортные предприятия для цен­трализованного транспортного обслуживания колхозов и совхозов.
Однако, после развала СССР и разрушения социалистических сельскохозяйственных предприятий новые - капиталистические сельскохозяйственные предприятия стали не в состоянии приобре­тать высокопроизводительные автомобили и поэтому завод вынуж­ден свертывать производство АТС категории Б н переводить про­изводство на грузовые автомобили категории А.
D настоящее время на заводе идет процесс смятия с произпод-ства устаревших моделей (КамАЗ - 3320, 33312. 34112, 55111, 43101, 55102, 6426, и др.). На их смену приходят более совершен­ные модели (КамАЗ - 53215, 54115, 55111-20, 65:15-02, 65111 и т.д.), которые имеют большую грузоподъемность, обеспечены дви­гателями отвечающими нормативам Euro-1 и имеюг ряд конструк­тивных новшеств.
ОАО "КамАЗ" - это крупнейший производитель грузовых АТС, в состав которого входит 9 специализированных заводов России и 6 предприятий стран СНГ. Грузовые АТС с маркой "КамАЗ" экс­плуатируются в 75 странах мира.
В производстве ОАО "КамАЗ" определены три главных на­правления:

  1. Грузовые автомобили с осевой нагрузкой до 9 т (базовая модель КамАЗ-65115 6*4), грузоподъемностью 15 т;
  2. Полноприводные автомобили многоцелевого назначения с осевой нагрузкой 6-8 т (базовый КамАЗ 43118/ 6*6/ грузоподъемностью Ют);
  3. Автомобили повышенной грузоподъемности с осевой нагрузкой 10-13 т. Базовым автомобилем семейства является КамАЗ-6520 (6*4) грузоподъемностью 20 т.

В 2005 году ОАО "КамАЗ" выпускал грузовые АТС с колесной формулой 4x2/2 задние, 4x4/] все, 6х4/2 задние, бх6/1 все и 8x4/2 задние четырех видов:

  1. бортовые;
  2. седельные;
  3. самосвальные;
  4. шасси.

ОАО "Автомобильный завод "УРАЛ" (ОАО "Урал A3").
Уральский автомобильный завод является ведущим производи­телем полноприводных грузовых автомобилей.
Семейство автомобилей "Урал" включает несколько десятков модификаций. Отличительной особенностью автомобилей "Урал' является;

  1. высокий уровень проходимости;
  2. эксплуатация в тяжелых дорожных условиях (работа на высоте до 4500 м над уровнем моря, температура от +50 до -50 и безгаражное хранение);
  3. централизованная система регулирования воздуха в ши­нах;
  4. баланснрная подвеска задних мостов и рама, изготавли­ваемая из специальной стали.

ОАО "Брянский завод колесных тягачей"
Брянский завод колесных тягачей создан на базе "Брянского ав­томобильного завода" в 1958 году. С июня 1998 года завод является самостоятельным дочерним предприятием БАЗа. Модельный ряд автомобилей принято обозначать торговой маркой "БАЗ".
Выпускает унифицированные многоцелевые АТС и шасси для монтажа сверхтяжелого нефтегазопромыслового оборудования и кранов. Они комплектуются дизельными двигателями Ярославско­го моторного завода и девятиступенчатой механической коробкой передач, торсионной подвеской всех колес, централизованной сис­темой изменения давления в шинах, цельнометаллическими каби­нами, расположенными перед силовым агрегатом, двухконтурной тормозной системой.

ОАО "Русич" - КЗКТ (Курганский завод колесных тягачей им. Д.М. Карбышева) В производственной программе завода три главных направле­ния:

  1. автопоезда - тяжеловозы в составе четырехосных полно-приводных тягачей с дизельными двигателями до 650 д.с и полуприцепами грузоподъемностью до 70 т.
  2. балластные тягач и тяжеловозы для буксировки прицепов полной массой до 75 т. и самолетов до 200 т.
  3. Семейство спецшасси грузоподъемностью до 40 т для специа­лизированных кузовов и монтажа различного оборудования и шас­си для установки роторно-землеройного оборудования.

В Российской Федерации изготовлением прицепов в 2005 го­ду занимались ряд крупных заводов.
ОЛО "Брянский Арсенал" изготавливал одну модель прицепа-тяжеловоза грузоподъемностью 15 т и две модели полуприцепов-тяжеловозов - 20 и 40 т.
ОАО "Русич" - КЗКТ изготавливал две модели прицепов-тяжеловозов - 27 и 36 т и десять моделей полуприцепов — от 26 до 80 т.
ОАО "НефАЗ" изготавливал при цеп-сам ос вал -8 т, прицеп бортовой - 1С т, две модели полуприцепов тентовых - 20 и 23,6 т, полуприцеп-фургон - 14,03 т и полуприцеп-самосвал - 28,5 т.
ОАО "Орский завод тракторных прицепов" ("ОЗТП-Сармат") изготавливал прицеп-самосвал -7 т, прицеп-роспуск - 16 т, полу­прицеп-бортовой - 14,5 т, полуприцеп-самосвал - 14 т, полупри-цеп-автовоз -7,5 т и ряд тракторных прицепов и полуприцепов.
ОАО "Автоприцеп-КамАЗ" выпускал три модели прицепов бортовых - 10,5; 13,5 и 16 т; две модели прицепов-самосвалов - 7,5 и 10 т; восемь моделей полуприцепов бортовых от И до 29 т; две модели полуприцепов-самосвалов 20 и 25 т; четыре модели полу-прицепов'контейнеровозов от 23,5 до 33 т.
ООО ''Севзапспецмаш" (СЗСМ) выпускал две модели прицепов низкорамных - 7,5 и Ют; при цеп-тяжеловоз - 50 т; четыре модели полуприцепов низкорамных от 7,5 до 47 т и полуприцеп-контейнеровоз - 38 т.
ОАО "Красноярский завод прицепной техники" (СИБТРАЛ) выпускал три модели прицепов бортовых - 10; 11,5 и 13,5 т; две модели прицепов-самосвалов - 7 и 11т; три модели полуприцепов бортовых - от 14,5 до 20,5 т; две модели полуприцепов-самосвалов 20 и 20,5 т и полуприцеп-контейнеровоз - 20 т.
ООО "Спецприцеи" выпускал шестнадцать полуприцепов-тяжеловозов - от 25 до 70 т.
ОАО "Канашскнй завод "Стройтехника" выпускал две модели прицепов-тяжеловозов - 40 и 50 т, прицеп-балковоз - 60 т и два­дцать девять моделей полуприцепов бортовых, автовозов, тяжело­возов, балковозов, фермовозов, площадок в том числе и раздвиж­ных от 9 до 60 т.
ОАО "Спецмаш" выпускал полуприцеп бортовок - 25 т; три модели полуприцепов-площадок - 12,4; 24,5 и 25 т; полуприцеп-автовоз - 8 т и четыре модели полуприцепов-тяжеловозов от 24 до 38 т.
ООО "Тавдинский машиностроительный завод" выпускал три модели прицепов-сортамен то возов — от 15 до 23,2 т; пять моделей при цепов-роспусков - от 8,2 до 17 г; пять моделей полуирицепов-сортамен то возов — от 20,5 до 31,2 т; три модели полуприцепов-тяжеловозов - от 25 до 30 т и полуприцеп-щеповоз - 15 т.
ОАО "Тверьстроймаш" выпускал полуприцеп бортовой-16 т; полуприцеп-площадку - 25 т; одиннадцать моделей полуприцепов низкорамных - от 19 до 45 т; две модели полуприцепов-тяжеловозов по 60 т; полуприцеп-контейнеровоз - 20-25 т и полу­прицеп-тяжеловоз-24,1 т.
ОАО "Уралавтопрнцеп" (ЧМЗАП) выпускал около 100 моделей прицепной техники грузоподъемностью до ЮООт.
В номенклатуре завода прицепы и полуприцепы (бортовые, тентовые, самосвальные, фермовозы, тяжеловозы, трубовозы, пло­щадки, раздвижные, блоковозы, контейнеровозы и другие), прице­пы и полуприцепы модули, полуприцепы (Ролл-трейлер), прицепы подкати ые и другие.
В Российской Федерации в 2005 году более 50 заводов и пред­приятий выпускают специализированные АТС

  Двинская баня волгоград.