Главная Автомобильные транспортные средства (АТС) Прицепной подвижной состав
Прицепной подвижной состав

Прицепной подвижной состав (рис. 3.12) состоит из прицепов, полуприцепов и прицепных осей (прицепов-роспусков). Кроме то­го, имеются прицепы-тяжеловозы.
Прицепы, буксируемые автомобилями или тягачами, могут быть одноосными, двухосными, многоосными.
Одноосные прицепы имеют кузов, буксирный прибор, заднюю и переднюю подставки и дышло.
Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Они имеют раму с дышлом, на который установлен пово­ротный коник со стойками.


Рис. 3.12. Различные типы прицепов: а - одноосный прицеп; б -прицеп-роспуск; в -двухосный прицеп; г - полуприцеп

Поворотный коник состоит из двух подушек. Одна подушка укреплена на раме автомобиля или прицепа, а другая - поворотная - скреплена с первой подушкой шкворнем, вокруг которого пово­ротная подушка может поворачиваться. На верхний части коника установлена рамка, обеспечивающая правильное размещение груза на конике. Так, для перевозки круглого леса эта рамка имеет острые зубья, которые не дают возможности бревнам раскатываться. Для перевозки труб рамка имеет полукруглые вырезы, э которые укла­дывают нижний ряд труб.
При перевозке очень длинных грузов (более 20 м) используют управляемые прицепы-рос пуск и. На таких прицепах применяется крестообразная сцепка или установлено рулевое управление и вто­рой водитель, находящийся на прицепе, управляет колесами прице­па, улучшая тем самым маневренность автопоезда,
Стойки коника либо вставлены в проушины поворотной по­душки, либо шарнирно прикреплены к ней и удерживаются в вер­тикальном положении специальным запором. Наиболее употреби­тельным является цепной запор. Цепь охватывает стойку с наруж­ной стороны, образуя раскосы. На эти цепи накладывают груз, ко­торый прижимает стойки и способствует их удержанию в закрытом состоянии. Наличие специального приспособления позволяет от­крывать замки и откидывать стойки без приложения больших уси­лий.
Прицепы-роспуски могут быть одноосными и двухосными.
Двух- и трехосные прицепы используются для работы с грузо­выми автомобилями и буксирными тягачами средней и большой грузоподъемности.
Такие прицепы имеют кузов буксирный прибор, поворотную тележку и ли шло.
На прицепах получили распространение поворотные устройст­ва двух типов:

  1. с поворотным кругом, когда поворачивается передняя ось прицепа вместе с колесами;
  2. автомобильного типа, когда поворачиваются только ко­леса прицепа на поворотных цапфах, а ось остается не­подвижной.

Прицепы с поворотным кругом проще по конструкции. В этом случае передняя ось прицепа связана рессорами с самостоятельной рамой, на которой укреплен поворотный круг, образуя поворотную тележку. К раме поворотной тележки прикреплено дышло для бук­сирования и управления прицепом.
Поворотный круг может быть с центральным шкворнем или бесшкворнсвой системы. Бесшкворневые поворотные системы имеют сейчас наибольшее распространение. Верхняя часть круга крепится на раму прицепа, а для облегчения поворота между верх­ней и нижней частями круга устанавливают ролики или шарики. Для возможносги прямолинейного движения прицепа назад пово­ротные устройства с кругом снабжены запорными механизмами поворота. Принцип устройства их заключается в том, что закреп­ляются нижняя и верхняя части поворотных кругов или скрепляют­ся рамы - основная и поворотной тележки.
Полуприцепы (седельные прицепы) отличаются ст прицепов тем, что часть собственной массы и массы груза полуприцеп пере­дает на раму тягача. Полуприцепы могут быть одноосными, двух­осными и трехосными. Под задней частью кузова расположены оси полуприцепов, а под передней частью - сцепное устройство (рис. 3.12) для соединения с опорно-сцепным устройством тягача. Для придания полуприцепу горизонтального положения в отцепленном состоянии на его раме укреплены поддерживающие стойки с кат­ками. Последние делают в виде убирающегося шасси (на катках).
С помощью катков полуприцеп можно передвинуть при манев­рировании и производить погрузку и разгрузку без тягача. Подъем стоек опорных катков производится автоматически или вручную тогда, когда полуприцеп сцеплен с тягачом. При этом передняя часть полуприцепа приподнимается и катки освобождаются.
Для снижения центра тяжести прицепы и полуприцепы изго­тавливаются со ступенчатой рамой и колесными проемами. К при­цепам-тяжеловозам (рис. 3.13) относятся прицепы повышенной грузоподъемносги, предназначенные для перевозки тяжеловесных неделимых и крупногабаритных грузов. Прицепы-тяжеловозы при­нято классифицировать на группы в зависимости от их полной мас­сы
К первой группе относятся прицепы-тяжеловозы, которые мо­гут буксирозаться без дополнительного их оборудования по доро­гам общей сети. Грузоподъемность при этом обычно не превышает 30 т. Ко втерой группе относятся прицепы большой грузоподъем­ности -до 100 т и к третьей - свыше 100 т.
Имеются составные (модульные) прицепы-тяжеловозы, грузо­подъемность которых достигает 500, 1000 и даже 2000 т.
Применение выгнутых рам дает возможность получить низко­рамные прицепы, т.е. иметь низкое расположение погрузочной платформы. В некоторых конструкциях платформа может подни­маться и опускаться от гидравлического привода, что облегчает по-грузочно-разгрузочные работы.
Для уменьшения давления на полотно дороги эти прицепы вы­полняют с большим числом колес (рис. 3.14). Часть колес делается управляемыми для повышения маневренных качеств автопоезда.

Рис. 3.14. Расположение колес у прицепов-тяжеловозов В 2005 году зародами Российской Федерации изготавливалось более 100 моделей и модификаций прицепов и полуприцепов об­щетранспортного назначения и более 20 прицепов и полуприцепов тяжеловозов.
Грузовые А ГС подразделяются на общетранспортные (общего назначения), предназначенные для перевозки различных видов гру­за и на специализированные, предназначенные для перезозки одно­го определенного или нескольких однородных грузов.
На АТС общего назначения применяют следующие виды гру­зовых платформ: платформы с откидными бортами, которые пред­ставляют собой деревянный или металлический кузов с бортами, откидывающимися на три или на одну сторону; эти платформы приспособлены для перевозки любого груза навалом нли в таре. Для лучшего использования грузоподъемности автомобиля при пе­ревозке легковесных грузов применяют съемные надставные высо­кие решетчатые борта. Для автомобилей особо малой грузоподъем­ности грузовую платформу делают грузопассажирского типа.
Грузовые универсальные платформы обычно состоят из плат­формы, которая может быть использована без бортов (рис. 3.15, а), с низкими бортами (рис. 3.15, б), с высокими решетчатыми бортами и скамейками (рис. 3.15, в), с тентом (рис. 3.15, г).

Рис. 3.15. Модификации универсальной грузовой платформы: а - платформа без бортов; б - платформа с низкими бортами; в -платформа с высокими бортами; г - платформа с еысокимн борта­ми и тентом

Общетранспортные АТС могут перевозить в таре и упаковке практически все виды грузов (твердые, жидкие и газообразные).
Общетранспортные АТС целесообразно иметь в небольших АТП, где применение специализированных АТС не целесообразно из-за отсутствия необходимого для их полной загрузки, объема пе­ревозок.
Специализированные АТС имеют следующие преимущества по сравнению с общетранспортными АТС:

  1. большая сохранность (количества и качества) грузов в про­цессе перевозки (изотермические фургоны, цистерны);
  2. более высокая механизация процессов погрузки и разгрузки (самосвалы, самопогрузчики, цистерны с самосвальной и пневматической выгрузкой);
  3. возможность перевозки специфических видов грузов (жид­ких, длинномерных, тяжеловесных и др.);
  4. снижение затрат на тару (фургоны);
  5. исключение дополнительных операций при перевозке гру­зов (готовое платье и др.);
  6. повышение безопасности и улучшение санитарно-гигиенических условий перевозки некоторых грузов (цис­терны для перевозки химических продуктов и пылевидных грузов).

Специализация АТС осуществляется следующими методами:

  1. установкой специализированных кузовов и дополнительно­го оборудования на шасси базовых автомобилей;
  2. установкой кузовов на специальные шасси;
  3. созданием несущих систем для повышения грузоподъемно­сти {фургоны, рефрижераторы, цистерны и др.);
  4. созданием узкоспециализированных конструкций (карьер­ные самосвалы н др.);

Основными направлениями совершенствования конструкции специализированных автомобилей и автопоездов являются:

  1. обеспечение максимального использования грузоподъемно­сти шасси;
  2. предотвращение или уменьшение внешнего воздействия на качество груза в процессе его перевозки;
  3. обеспечение максимального удобства и эффективности по-грузочно-разгрузочных работ.

Конструкции специализированного подвижного состава отли­чаются от бортовых автомобилей, прицепов и полуприцепов не только устройством их кузовов (платформ), но в ряде случаев и из­менением шасси автомобиля. Это вызвано необходимостью при­способить автомобили к движению и трудных дорожных условиях, механизации погрузки и выгрузки, охлаждению или подареву ку­зова, и другими требованиями эксплуатации.
Установка на специализированном подвижном составе допол­нительных агрегатов специальных кузовов или платформ увеличи­вает его собственную массу и, следовательно, приводит к соответ­ствующему снижению грузоподъемности. Для того чтобы компен­сировать снижение грузоподъемности, а иногда и вместимости ку­зова, автомобили-тягач и специализированных автопоездов должны иметь повышенные тяговые и динамические качества, а кузова - увеличенные размеры и низкий коэффициент тары (отношение соб­ственной массы к грузоподъемности). Улучшение тягово-динамических качеств специализированного подвижного состава достигается путем повышения удельной мощности двигателей. Увеличение грузоподъемности АТС может быть достигнуто путем снижения собственной массы при сохранении его прочности и на­дежности. Для этого применяются несущие конструкции кузовов, гнутые металлические профили, легкие сплавы и пластические мас­сы для изготовления ряда узлов.
Для постоянной работы в плохих дорожных условиях приме­няются автомобили и автомобили-тягач и повышенной проходимо­сти, а иногда и автопоезда с ведущими осями прицепов и полупри­цепов (автопоезда с "активными осями").
Повышение скоростей движения автопоездов (при соблюдении безопасности) вызывает необходимость дальнейшего улучшения конструкции тормозов, подвески, поворотных и опорно-сцепных устройств прицепов, полуприцепов и автомобилей-тягачей.
В целях увеличения размеров кузова и, следовательно, улучше­ния использования грузоподъемности шасси увеличивают базу одиночных автомобилей и высоту кузова до установленной пре­дельной величины и по возможности снижают высоту его пола (на­пример, за счет применения пневматической подвески), кабину во­дителя размещают над двигателем.
Серьезной проблемой при эксплуатации подвижного состава со специализированными кузовами для перевозки определенных или однородных грузов является повышение коэффициента использо­вания пробега. С этой целью все более широко применяются ком­бинированные или съемные кузова, а также складывающиеся (эла­стичные) резервуары.
На специализированных АТС применяют различного вида ку­зова в соответствии с перевозимым грузом. Это различные само­свальные кузова, фургоны, цистерны, лесовозы, мешалловозы, кон­тейнеровозы, тяжеловозы и другие.
В соответствии с типажом специализированных АТС преду­смотрено изготовление семи основных типов специализированных АТС.

  Детектив услуги читать далее.