Главная Автомобильные транспортные средства (АТС) Производительность грузового АТС
Производительность грузового АТС

Грузоподъемность q в сочетании с коэффициентом ее исполь­зования у при перевозке груза определенной объемной массы и ви­да характеризуется эксплуатационным качеством, называемым вместимостью
Техническая скорость VT зависит: от мощности двигателя, полной массы АТС, передаточных отношений в трансмиссии, ее КПД, радиуса качения ведущих колес, величины сопротивления ка­чению автомобиля и аэродинамического сопротивления движению. Техническая скорость зависит также от действия тормозных меха­низмов АТС, параметров, определяющих его устойчивость и управляемость, обзорность дороги в дневное и ночное время, мяг­кости и прочности подвески, маневренности и ряда других особен­ностей конструкции, характеризующих дорожные его качества.

Техническая скорость определяется как путь, пройденный АТС за суммарную продолжительность движения н простоев на линии вызываемых неисправностями автомобиля и условиями движения на дороге. Поэтому она зависит от прочности и надежно­сти деталей основных узлов АТС, определяющих его работоспо­собность, от стабильности регулировок механизмсв, пусковых ка­честв двигателя, безотказности действия электроэборудовання и системы питания двигателя, надежности шин. В случае выполнения перевозок в затрудненных дорожных условиях техническая ско­рость может зависеть от конструктивных особенностей, опреде­ляющих приспособленность АТС к работе в таких условиях. В ча­стности, она может зависеть: от запасов тяги на низших передачах, сцепного фактора ведущих колес, дорожных просветов, конструк­ции шин, рисунка их протектора, удельного давления на опорную поверхность, совпадения следов колес разных осей и др.
Комплекс названных конструктивных особенностей АТС ха­рактеризуется следующими тремя эксплуатационными качествами: скоростью движения, проходимостью и надежностью.

Коэффициент использования ?и выражает количество рабочих дней в году. Величина его, кроме организационных причин, также зависит от продолжительности простоев автомобиля в техническом обслуживании и ремонте. Следовательно, она определяется износо­стойкостью и прочностью его деталей, приспособленностью конст­рукции автомобиля к выполнению обслуживания и ремонта через возможно большие периоды времени. Эти конструктивные особен­ности АТС характеризуются тремя следующими эксплуатационны­ми качествами: надежностью, долговечностью и простотой обслу­живания и ремонта.
Продолжительность погрузки и разгрузки t'пp может зависеть от устройства кузова, погрузочной высоты пола кузова, конструк­ции бортов или в случае кузова-фургона от размеров дверей, их расположения и устройства, наличие и эффективности действия различных механизмов и специальных устройств для облегчения погрузки и разгрузки (самосвальных устройств, погрузчиков и др.). Это время 1акже зависит от маневренности автомобиля, характери­зуемой минимальным радиусов поворота, габаритным коридором, простотой управления при движении задним ходом. Названные особенности конструкции АТС характеризуются эксплуатацион­ным качеством, называемым удобство использования.По аналогии могут быть выделены эксплуатационные качества, позволяющие оценивать конструктивные особенности, от кото­рых зависят параметры производительности пассажирских АТС (рис. 3.7).


При рассмотрении зависимости эффективности использования АТС от его конструкции необходимо учитывать не только эксплуа­тационные затраты автотранспортного предприятия или владельца АТС непосредственно на выполнение самих перевозок, но и все связанные с ними другие виды затрат. В частности, необходимо учитывать также затраты на погрузочные и разгрузочные работы, дорожную составляющую затрат, учитывать использование капи­тальных вложений в перевозки.

Общая сумма эксплуатационных затрат на перевозки 1С,. вы­раженная в рублях за год, может быть расчленена по отдельным слагаемым - видам затрат или статьям расходов, и представлена в виде
Э = Ст+ См + Сш+ Сор + СА + С3 + Сн + Спр + Сд ,руб. (3.6) где Ст - затраты на топливо, руб.; См - затраты на масла и техниче­ские жидкости, руб.; Сш - затраты на шины, руб.; Сор - затраты на техническое облужнванис и текущие ремонты, руб.; СА - амортиза­ция и отчисления на капитальный ремонт, руб.; Сз - затраты на за­работную плату водителя, руб.; Сн - накладные расходы, руб.; Спр - затраты на погрузочные и разгрузочные работы, руб.; Сд - затра­ты дорожные, руб.
Каждый из видов эксплуатационных затрат на перевозки в той или иной мере зависит от конструкции автомобиля. В некоторых случаях эта зависимость существенна и оценка ее необходима, в Других же случаях она настолько мала, что практического значения не имеет и ею можно пренебрегать. На рис. 3.8 изображена взаимо­связь между эксплуатационными затратами на перевозки грузов АТС и его конструктивными особенностями, характеризуемая оп­ределенными эксплуатационными качествами.
Затраты на топливо Ст определяются его стоимостью и коли­чеством, расходуемым на выполнение транспортной работы, выра-женной в тонно-километрах или пассажиро-километрах. Расход то­плива зависит от совершенства конструкции двигателя, его КПД, т.е. полноты сгорания топлива, минимального удельного расхода величины расхода при работе на частичных нагрузках и перемен­ных режимах. Расход топлива зависит от передаточных отношений и КПД трансмиссии, радиуса качения колес, конструкции шин. со­противления качению автомобиля и его аэродинамического сопро­тивления движению, от полной массы автомобиля.
Особенности конструкции автомобиля, определяющие расход топлива на перевозки, характеризуются эксплуатационным качест­вом, называемым топливной экономичностью.
Затраты на шины Сш зависят от их стоимости и срока службы, который определяется износостойкостью Протектора и прочностью каркаса. Срок службы шин зависит также от распределения массы АТС по колесам и отсутствия превышения нагрузок на шины над номинальными расчетными, углов установки управляемых колес н их стабильности в эксплуатации, балансировки колес, совершенст­ва конструкции тормозов, равномерности нарастания тормозного усилия, распределения его по колесам и стабильности регулировки в эксплуатации.
Таким образом, срок службы шин зависит от конструктивных особенностей самих шин и АТС. Так как шины являются составной частью АТС", срок службы и соответственно чатраты на них харак­теризуются эксплуатационным качеством - долговечностью. Затраты на амортизацию Сл зависят от покупной его стоимо­сти АТС, срока службы до списания. Согласно действующим нор­мам амортизационные отчисления слагаются из сумм :ia восстанов­ление начальной балансовой стоимости ЛТС и сумм на капиталь­ные ремонты. Обе эти части отчислений зависят от совершенства конструкции ЛТС, так как определяются износостойкостью и прочностью его деталей. Эти конструктивные особенности харак­теризуются эксплуатационным качеством -долговечностью.
Затраты на техническое обслуживание и ремонты Сор зависят от величины пробегов АТС до возникновения потребности в вы­полнении этих работ и от их трудоемкости. Они определяются из­носостойкостью и прочностью деталей ЛТС, стабильностью регу­лировок механизмов, простотой и легкостью его обслуживания, простотой замены неисправных деталей, агрегатов, разборки и ре­монта узлов и агрегатов. Эти конструктивные особенности АТС оцениваются тремя эксплуатационными качествами: долговечно­стью, надежностью и простотой обслуживания и ремонта.
Заработная плата водителя Сз определяется затратой его труда на вождение и путевое обслуживание АТС. Труд водителя зависит от степени автоматизации процессов управления, наличия кон­трольно-измерительных приборов и их качества, удобства устрой­ства рабочего места водителя, расположения органов управления, вентиляции, отэпления, легкости путевого обслуживания, легкости смены неисправной шины, устранения мелких неисправностей.
Действующая система заработной платы водителей не нахо­дится в прямой зависимости от совершенства конструкции АТС. Тем не менее, теоретически такая зависимость закономерна. Конст­руктивные особенности АТС, обеспечивающие простоту и легкость управления и путевого обслуживания, характеризуются обобщен­ным эксплуатационным качеством: удобством использования.
Затраты на погрузочные и разгрузочные работы СцР зависят от приспособленности конструкции АТС к возможности выполнения этих работ с минимальной затратой труд и минимальной стоимо­стью использования механизмов. При ручном способе погрузки и разгрузки имеет значение погрузочная высота кузова, высотз бор­тов, количество открывающих бортов, размеры дверного проема в кузовах - фургонах. При механизированном способе погрузки и разгрузки решающее значение имеет приспособленность кузова к использованию тех средств механизации, которые рациональны применительно к видам перевозимых грузов. В конструкции АТС могут предусматриваться различные погрузочные механизмы: са­мосвальные устройства, разгрузчики и другое оборудование для уменьшения затрат на эти работы. Приспособленность конструкции АТС к этим работам характеризуется качеством: удобство погрузки и разгрузки, которое входит составной частью в обобщающее экс­плуатационное качество - удобство использования.
Затраты дорожные Сд учитывают восстановление капитало­вложений в строительство дорог и все расходы по их содержанию и ремонту. Они пропорциональны изнашивающему воздействию АТС на дороги и размеру занимаемого пространства на проезжей части. Затраты дорожные зависят от полной массы АТС, величины осевых нагрузок и их соотношений с предельно допустимыми на тех видах дорог, на которых АТС используется, удельных давлений шин на дорогу, скоростей движения и габаритов АТС. Чем меньше собственная масса АТС, тем в среднем меньше его изнашивающее воздействие на дорогу. Поэтому, хотя и косвенно, затраты дорож­ные могут характеризоваться эксплуатационным качеством - ис­пользование массы.
Взаимосвязь между конструктивными особенностями пасса­жирского АТС и эксплуатационными затратами на перевозки пас­сажиров такая же, как на грузовые, за исключением того, что отсут­ствуют затраты на погрузочные и разгрузочные работы.
Капитальные вложения К могут в некоторой степени зависеть от конструктивных особенностей автомобиля. Но зависимость эта не велика и не вызывает необходимости в оценке другими эксплуа­тационными качествами, кроме уже установленных.
Последний вид трудовых затрат административно-управленческого персонала практически от конструкции автомоби­ля не зависит и может не рассматриваться.
Зависимость трудозатрат от использования грузового автомо­биля и его конструкции изображена на схеме (рис. 3.9).


Труд водителей Тв в человеко-часах за год зависит от совер­шенства конструкции ряда элементов грузового АТС, которые влияют на интенсивность труда, количество требуемой энергии на его выполнение, степень утомляемости водителя. От конструкции АТС зависит: величина усилий на приведение в действие органов управления АТС, требуемая частота пользования ими, удобство их расположения, степень автоматизации операций по управлению АТС; устройство рабочего места водителя, соответствие анатоми­ческим размерам водителя параметров сиденья и спинки и наличи­ем их регулироЕок; температурный режим в кабине, эффективность вентиляции, отепления; совершенство обзорности в любых погод­ных условиях в дневное и ночное время, при обычном движении и при маневрированиях задним ходом; удобство и надежность поль­зования контрольно-измерительными приборами световой и звуко­вой сигнализацией; простота и легкость выполнения работ по путе­вому обслуживанию АТС (смене колеса с неисправной шиной, за­правке автоэксплуатационных материалов, устранению мелких не­исправностей и др.), легкость пуска двигателя (в зимнее время) и др.
Перечисленные особенности конструкции АТС характеризу­ются эксплуатационным качеством - удобство использования.
Труд грузчиков и механизаторов  непосредственно зависит от приспособленности конструкции АТС к выполнению погрузки и разгрузки грузов. При ручном выполнении этих работ может иметь значение высота расположения пола кузова, размеры и устройство дверей (кузова фургона), внутренняя высота кузова, наличие и удобство устройств для крепления груза, приспособленность к ис­пользованию средств малой механизации, наличие на АТС уст­ройств, облегчающих погрузку и разгрузку. При механизированном выполнении погрузки и разгрузки также имеет значение приспособленность конструкции АТС к выполнению этих работ при наи­более эффективном использовании механизмов с минимальной за­тратой труда и времени механизаторов. Приспособленность конструкции АТС к выполнению погруз­ки и разгрузки характеризуется эксплуатационным качеством: удобство погрузки и разгрузки, которое входит составным элемен­том в эксплуатационное качество - удобство использования.
Труд персонала, выполняющего техническое обслуживание и ремонт, Тор непосредственно зависит от требуемого объема этих работ за период годовой эксплуатации, определяемого конструкци­ей АТС. Он зависит от износостойкости и прочности деталей, ста­бильности регулировок механизмов, запасов хода (пробегов) АТС между потребностью и выполнении работ по техническому обслу­живанию и ремонту. Этот труд зависит также от приспособленно­сти конструкции АТС к его выполнению с минимальной затратой времени, от доступности мест крепления и точек, требующих об­служивания, возможности механизировать эти работы.
Приспособленность конструкции АТС к минимальной затрате труда на его поддержание в исправном состоянии характеризуется тремя эксплуатационными качествами: надежностью, долговечно-стью и простотой технического обслуживания и ремонта.
Трудоемкость использования пассажирского АТС зависит от тех же конструктивных особенностей, что и грузового, за исключе­нием отсутствующих при этом трудовых затрат на погрузку и раз­грузку.
Качество перевозки в части, зависящей от конструкции АТС, характеризуется обеспечением сохранности груза, а применительно к пассажирам обеспечением удобства их поездки.
Сохранность груза в зависимости от его вида может обеспечи­ваться различными конструктивными особенностями АТС. Все ви­ды товарной продукции требуют при перевозке защиты от попада­ния на них пыли, грязи, дождя или снега, защищенности от ветра, солнца. Для сохранности пищевых продуктов необходимо в конст­рукции кузова предусматривать поддержание требуемой темпера­туры. При перевозке ломких, хрупких и взрывоопасных грузов по неровным дорогам существенное значение имеет мягкость подвес­ки и плавность хода АТС- Многие виды грузов имеют специфиче­ские свойства. Для обеспечения их сохранности при перевозке не­обходимы специальные конструктивные особенности АТС.
Совершенство конструкции грузового АТС в части его при­способленности к сохраненной и удобной перевозке тек видов гру­зов, для которых он предназначен, характеризуется эксплуатацион­ным качеством - удобство использования.
Удобство поездки пассажиров зависит от следующих особен­ностей: конструкции АТС: устройства и размерных параметров си­дений; плавности хода АТС; отсутствия колебаний, вредных или утомительных для человеческого организма; эффективности дейст­вия системы вентиляции, отопления или кондиционирования воз­духа; защищенности от шума, попадания в кузов пыли, дождя, хо­лодного воздуха, отработавших газов двигателя; защищенности от чрезмерного нагрева солнечными лучами в летнее время; обзорно­сти; наличия дополнительного оборудования, создающего комфорт и удобство поездок (часы, радио-трансляция, телевидение, прику­риватели, пепельницы и др.)-
Названные особенности конструкции АТС оцениваются ком­плексным эксплуатационным качеством -удобство использования.
Безвредность АТС в широком понимании этого термина вклю­чает его безопасность при движении, отсутствие загрязнения и отравлеиия окружающей среды, бесшумность и безопасность при об­служивании и ремонте.
Безвредность является важнейшим элементом эффективности использования АТС, как для окружающей среды, так и для пасса­жиров, водителей и лиц, осуществляющих его эксплуатацию.
Взаимосвязь безвредности АТС с его конструктивными осо­бенностями, характеризуемая эксплуатационными качествами представлена на (рис. 3.10).



Безопасность АТС в процессе его движения зависит от совер­шенства конструкции тормозных механизмов - безотказности и эффективности их действия, обеспечения оптимального соотноше­ния в распределении тормозного усилия между колесами АТС; она зависит от конструктивных параметров, определяющих устойчи­вость и управляемость АТС, обзорности дороги с мегта водителя в любых условиях погоды, в дневное и ночное время, эффективности действия сигнализации. В случае дорожно-транспортного происше­ствия последствия его могут быть уменьшены соответствующими конструктивными мероприятиями. К их числу относятся: подго­ловники на сиденьях, ремни, энергопоглощающие рулевые колон­ки, устранение выступающих деталей в кузове, которые могут на-носить травмы и др.
Особенности конструкции АТС, которые определяют степень его безопасности, характеризуются комплексом отдельных его ка­честв, таких как тормозные свойства, устойчивость, управляемость, обзорность и др.
Эти его качества могут рассматриваться как составные, в ком­плексе определяющим обобщающее эксплуатационное качество, называемое безопасностью.
Отсутствие загрязнения АТС окружающей среды зависит от совершенства конструкции двигателя: полноты сгорания в нем топ­лива при работе на разных режимах; отсутствия в отработавших га­зах вредных компонентов, вызывающих отравление или задымле­ние атмосферного воздуха; наличия на АТС нейтрализаторов отра­ботавших газов и эффективности их действия; предотвращения по­падания картерных газов в наружную атмосферу.
Загрязнение атмосферного воздуха отработавшими или кар-терными газами двигателей может быть вредным для здоровья лю­дей. Как известно, в больших городах с высоким насыщением АТС, концентрация отравляющих компонентов из отработавших газов двигателей во многих случаях стала превышать допустимые нормы и создавать опасность здоровью населения. Поэтому особенности конструкции АТС, определяющие отсутствие отравления и загряз­нения окружающей атмосферы закономерно характеризуется обоб­щающим эксплуатационным качеством - безопасностью.
Бесшумность АТС зависит от совершенства конструкции его двигателя, коробки передач, главной передачи, колесных тормозов, шин, кузова, от стабильности их бесшумности в процессе эксплуа­тации, плотности всех креплений.
Особенности конструкции АТС, определяющие его бесшум­ность, могут характеризоваться двумя эксплуатационными качест­вами - безопасностью и удобством использования.
Энергоемкость перевозок, т.е. среднее количество энергии, которое необходимо расходовать на данном автомобиле на 1 т-км или 1 пасс-км, зависит от тех же конструктивных его особенностей, которые были рассмотрены выше - затраты на топливо.
Соответственно они характеризуются тем же эксплуатацион­ным качеством - топливной экономичностью.

Таким образом, металлоемкость перевозок зависит от совер­шенства конструкции АТС в части обеспечения минимальной его собственной массы при определенной вместимости без ущерба его прочности и надежности, а также от износостойкости и срока службы его деталей. Эти особенности конструкции АТС характери­зуются тремя эксплуатационными качествами: использованием массы, надежностью и долговечностью.
Проведенное выше рассмотрение зависимостей элементов эф­фективности использования АТС от его конструкции позволяет вы­делить основные эксплуатационные качества для комплексной оценки его конструктивного совершенства. Эти качества и элемен­ты эффективности, которые они позволяют оценивать, сведены табл. 3.21., из которой видно, что одним и тем же эксплуатацион­ным качеством могут одновременно характеризоваться несколько элементов эффективности использования АТС.
Каждое нз эксплуатационных качеств имеет неодинаковую значимость. Для городского автобуса качество проходимости не имеет такого же существенного значения, какое оно имеет для гру­зового АТС средней грузоподъемности, предназначенного для ра­боты в условиях сельской местности по грунтовым дорогам со снежным покровом в зимнее время. Также для городского автобуса имеют меньшее значение и могут допускаться пониженные показа­тели топливной экономичности и использования массы, если за счет этого обеспечивается увеличение удобств пассажиров или на­дежность движения автобуса по установленному |рафнку, В проти­воположность этому, например, для междугородного автопоезда большой грузоподъемности, использование массы или топливная экономичность являются одними из основных качеств. Долговеч­ность не имеет существенного лначения для автомобилей малым головым пробегом н т.д.
В табл. 3.22. даны важнейшие эксплуатационные качества для АТС. Комплекс этих качеств позволяет достаточно полно и всесто­ронне давагь общую оценку одиночному автомобилю и автопоезду любого вида, как АТС. Для пользователей АТС важнейшим является деление эксплуа­тационных качеств на стабильные и деградирующие в процессе эксплуатации следствие износа и старения узлов и деталей АТС Стабильными остаются свойства, определяющие назначение (об­ласть применения) АТС:

  1. грузоподъемность (пассажировместимость);
  2. приспособленность к погрузке-разгрузке (входу-выходу пас­сажиров);
  3. обеспечение сохранности грузов (комфортабельность);
  4. запас хода;
  5. эстетичность конструкции;
  6. проходимость и некоторые другие свойства;
  7. управляемость;
  8. устойчивость;
  9. маневренность;
  10. пожаровзрывобезопасность;
  11. пассивная безопасность.

Однако, ряд не менее значимых эксплуатационных качеств, в том числе определяющих экономическую эффективность при­менения АТС, ухудшаются в процессе эксплуатации вследствие из­носа и старения деталей н узлов:

  1. топливная экономичность;
  2. тягово-скоростные свойства;
  3. экологическая безопасность;
  4. плавность хода;
  5. тормозные свойства.

Специфическим эксплуатационным качеством, отражающим нестабильность, является надежность. Показателями надежности служат безотказность; долговечность, ремонтопригодность.
Безотказность чаще всего оценивают средней величиной нара­ботки (в.тыс. км пробега) на отказ АТС в целом или его составных частей в разные периоды его эксплуатации или вероятностью без­отказной работы в этот период.
Долговечность обычно измеряют средним ресурсом или сроком службы АТС до списания или капитального ремонта. Гарантийный срок службы не отражает долговечность АТС, поскольку является экономической категорией и отражает лишь заявленные изготови­телем или поставщиком АТС пределы его ответственности за уст­ранение обнаруженных в этот период неисправностей. Гарантий­ные обязательства отнюдь не гарантируют отсутствие отказов и не­исправностей в оговоренный ими период, а лишь возмещение изго­товителем затрат на их устранение.
Ремонтнопри годность (или эксплуатационная технологич­ность) определяются трудоемкостью и периодичностью работ по ТО и ТР. доступностью и легкосъемностыо агрегатов, узлов и дета­лей и др. показателями.
При выборе конкретной модели и модификации АТС пользо­ватели вынуждены, таким образом, руководствоваться не только характеристиками нового транспортного средства, но и пока­зателями их нестабильности в процессе эксплуатации, показа­телями надежности АТС.
Из-за ухудшения этих свойств к концу срока службы произ­водительность грузовых АТС, например, снижается вдвое, а тру­доемкость поддержания работоспособности возрастает в 3 и более раз.
Прежде чем АТС нового типа допустить к эксплуатации, его всесторонне испытывают на соответствие десяткам показателей приведенных эксплуатационных качеств. Критериями оценки экс­плуатационных показателям безопасности и экологии служат обя­зательные требования Правил ЕЭК ООН (международных стандар­тов стран-членов Европейской Экономической Комиссии ООН), национальных стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, а по остальным показателям(определяющим  экономичность  эксплуатации,  надежность,  комфортабельность, дизайн и т.п.) - не обязательные требования указанных выше нормативных правовых актов и стандартов изготовителей, лиди­рующих в автомобилестроении.

Обязательные требования предъявляют при сертификации РАТС (действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечива­ется необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует кон­кретному стандарту или другому нормативному документу).