Грузоподъемность q в сочетании с коэффициентом ее использования у при перевозке груза определенной объемной массы и вида характеризуется эксплуатационным качеством, называемым вместимостью Техническая скорость VT зависит: от мощности двигателя, полной массы АТС, передаточных отношений в трансмиссии, ее КПД, радиуса качения ведущих колес, величины сопротивления качению автомобиля и аэродинамического сопротивления движению. Техническая скорость зависит также от действия тормозных механизмов АТС, параметров, определяющих его устойчивость и управляемость, обзорность дороги в дневное и ночное время, мягкости и прочности подвески, маневренности и ряда других особенностей конструкции, характеризующих дорожные его качества.
Техническая скорость определяется как путь, пройденный АТС за суммарную продолжительность движения н простоев на линии вызываемых неисправностями автомобиля и условиями движения на дороге. Поэтому она зависит от прочности и надежности деталей основных узлов АТС, определяющих его работоспособность, от стабильности регулировок механизмсв, пусковых качеств двигателя, безотказности действия электроэборудовання и системы питания двигателя, надежности шин. В случае выполнения перевозок в затрудненных дорожных условиях техническая скорость может зависеть от конструктивных особенностей, определяющих приспособленность АТС к работе в таких условиях. В частности, она может зависеть: от запасов тяги на низших передачах, сцепного фактора ведущих колес, дорожных просветов, конструкции шин, рисунка их протектора, удельного давления на опорную поверхность, совпадения следов колес разных осей и др. Комплекс названных конструктивных особенностей АТС характеризуется следующими тремя эксплуатационными качествами: скоростью движения, проходимостью и надежностью.
Коэффициент использования ?и выражает количество рабочих дней в году. Величина его, кроме организационных причин, также зависит от продолжительности простоев автомобиля в техническом обслуживании и ремонте. Следовательно, она определяется износостойкостью и прочностью его деталей, приспособленностью конструкции автомобиля к выполнению обслуживания и ремонта через возможно большие периоды времени. Эти конструктивные особенности АТС характеризуются тремя следующими эксплуатационными качествами: надежностью, долговечностью и простотой обслуживания и ремонта. Продолжительность погрузки и разгрузки t'пp может зависеть от устройства кузова, погрузочной высоты пола кузова, конструкции бортов или в случае кузова-фургона от размеров дверей, их расположения и устройства, наличие и эффективности действия различных механизмов и специальных устройств для облегчения погрузки и разгрузки (самосвальных устройств, погрузчиков и др.). Это время 1акже зависит от маневренности автомобиля, характеризуемой минимальным радиусов поворота, габаритным коридором, простотой управления при движении задним ходом. Названные особенности конструкции АТС характеризуются эксплуатационным качеством, называемым удобство использования.По аналогии могут быть выделены эксплуатационные качества, позволяющие оценивать конструктивные особенности, от которых зависят параметры производительности пассажирских АТС (рис. 3.7).
При рассмотрении зависимости эффективности использования АТС от его конструкции необходимо учитывать не только эксплуатационные затраты автотранспортного предприятия или владельца АТС непосредственно на выполнение самих перевозок, но и все связанные с ними другие виды затрат. В частности, необходимо учитывать также затраты на погрузочные и разгрузочные работы, дорожную составляющую затрат, учитывать использование капитальных вложений в перевозки.
Общая сумма эксплуатационных затрат на перевозки 1С,. выраженная в рублях за год, может быть расчленена по отдельным слагаемым - видам затрат или статьям расходов, и представлена в виде ?СЭ = Ст+ См + Сш+ Сор + СА + С3 + Сн + Спр + Сд ,руб. (3.6) где Ст - затраты на топливо, руб.; См - затраты на масла и технические жидкости, руб.; Сш - затраты на шины, руб.; Сор - затраты на техническое облужнванис и текущие ремонты, руб.; СА - амортизация и отчисления на капитальный ремонт, руб.; Сз - затраты на заработную плату водителя, руб.; Сн - накладные расходы, руб.; Спр - затраты на погрузочные и разгрузочные работы, руб.; Сд - затраты дорожные, руб. Каждый из видов эксплуатационных затрат на перевозки в той или иной мере зависит от конструкции автомобиля. В некоторых случаях эта зависимость существенна и оценка ее необходима, в Других же случаях она настолько мала, что практического значения не имеет и ею можно пренебрегать. На рис. 3.8 изображена взаимосвязь между эксплуатационными затратами на перевозки грузов АТС и его конструктивными особенностями, характеризуемая определенными эксплуатационными качествами. Затраты на топливо Ст определяются его стоимостью и количеством, расходуемым на выполнение транспортной работы, выра-женной в тонно-километрах или пассажиро-километрах. Расход топлива зависит от совершенства конструкции двигателя, его КПД, т.е. полноты сгорания топлива, минимального удельного расхода величины расхода при работе на частичных нагрузках и переменных режимах. Расход топлива зависит от передаточных отношений и КПД трансмиссии, радиуса качения колес, конструкции шин. сопротивления качению автомобиля и его аэродинамического сопротивления движению, от полной массы автомобиля. Особенности конструкции автомобиля, определяющие расход топлива на перевозки, характеризуются эксплуатационным качеством, называемым топливной экономичностью. Затраты на шины Сш зависят от их стоимости и срока службы, который определяется износостойкостью Протектора и прочностью каркаса. Срок службы шин зависит также от распределения массы АТС по колесам и отсутствия превышения нагрузок на шины над номинальными расчетными, углов установки управляемых колес н их стабильности в эксплуатации, балансировки колес, совершенства конструкции тормозов, равномерности нарастания тормозного усилия, распределения его по колесам и стабильности регулировки в эксплуатации. Таким образом, срок службы шин зависит от конструктивных особенностей самих шин и АТС. Так как шины являются составной частью АТС", срок службы и соответственно чатраты на них характеризуются эксплуатационным качеством - долговечностью. Затраты на амортизацию Сл зависят от покупной его стоимости АТС, срока службы до списания. Согласно действующим нормам амортизационные отчисления слагаются из сумм :ia восстановление начальной балансовой стоимости ЛТС и сумм на капитальные ремонты. Обе эти части отчислений зависят от совершенства конструкции ЛТС, так как определяются износостойкостью и прочностью его деталей. Эти конструктивные особенности характеризуются эксплуатационным качеством -долговечностью. Затраты на техническое обслуживание и ремонты Сор зависят от величины пробегов АТС до возникновения потребности в выполнении этих работ и от их трудоемкости. Они определяются износостойкостью и прочностью деталей ЛТС, стабильностью регулировок механизмов, простотой и легкостью его обслуживания, простотой замены неисправных деталей, агрегатов, разборки и ремонта узлов и агрегатов. Эти конструктивные особенности АТС оцениваются тремя эксплуатационными качествами: долговечностью, надежностью и простотой обслуживания и ремонта. Заработная плата водителя Сз определяется затратой его труда на вождение и путевое обслуживание АТС. Труд водителя зависит от степени автоматизации процессов управления, наличия контрольно-измерительных приборов и их качества, удобства устройства рабочего места водителя, расположения органов управления, вентиляции, отэпления, легкости путевого обслуживания, легкости смены неисправной шины, устранения мелких неисправностей. Действующая система заработной платы водителей не находится в прямой зависимости от совершенства конструкции АТС. Тем не менее, теоретически такая зависимость закономерна. Конструктивные особенности АТС, обеспечивающие простоту и легкость управления и путевого обслуживания, характеризуются обобщенным эксплуатационным качеством: удобством использования. Затраты на погрузочные и разгрузочные работы СцР зависят от приспособленности конструкции АТС к возможности выполнения этих работ с минимальной затратой труд и минимальной стоимостью использования механизмов. При ручном способе погрузки и разгрузки имеет значение погрузочная высота кузова, высотз бортов, количество открывающих бортов, размеры дверного проема в кузовах - фургонах. При механизированном способе погрузки и разгрузки решающее значение имеет приспособленность кузова к использованию тех средств механизации, которые рациональны применительно к видам перевозимых грузов. В конструкции АТС могут предусматриваться различные погрузочные механизмы: самосвальные устройства, разгрузчики и другое оборудование для уменьшения затрат на эти работы. Приспособленность конструкции АТС к этим работам характеризуется качеством: удобство погрузки и разгрузки, которое входит составной частью в обобщающее эксплуатационное качество - удобство использования. Затраты дорожные Сд учитывают восстановление капиталовложений в строительство дорог и все расходы по их содержанию и ремонту. Они пропорциональны изнашивающему воздействию АТС на дороги и размеру занимаемого пространства на проезжей части. Затраты дорожные зависят от полной массы АТС, величины осевых нагрузок и их соотношений с предельно допустимыми на тех видах дорог, на которых АТС используется, удельных давлений шин на дорогу, скоростей движения и габаритов АТС. Чем меньше собственная масса АТС, тем в среднем меньше его изнашивающее воздействие на дорогу. Поэтому, хотя и косвенно, затраты дорожные могут характеризоваться эксплуатационным качеством - использование массы. Взаимосвязь между конструктивными особенностями пассажирского АТС и эксплуатационными затратами на перевозки пассажиров такая же, как на грузовые, за исключением того, что отсутствуют затраты на погрузочные и разгрузочные работы. Капитальные вложения К могут в некоторой степени зависеть от конструктивных особенностей автомобиля. Но зависимость эта не велика и не вызывает необходимости в оценке другими эксплуатационными качествами, кроме уже установленных. Последний вид трудовых затрат административно-управленческого персонала практически от конструкции автомобиля не зависит и может не рассматриваться. Зависимость трудозатрат от использования грузового автомобиля и его конструкции изображена на схеме (рис. 3.9).
Труд водителей Тв в человеко-часах за год зависит от совершенства конструкции ряда элементов грузового АТС, которые влияют на интенсивность труда, количество требуемой энергии на его выполнение, степень утомляемости водителя. От конструкции АТС зависит: величина усилий на приведение в действие органов управления АТС, требуемая частота пользования ими, удобство их расположения, степень автоматизации операций по управлению АТС; устройство рабочего места водителя, соответствие анатомическим размерам водителя параметров сиденья и спинки и наличием их регулироЕок; температурный режим в кабине, эффективность вентиляции, отепления; совершенство обзорности в любых погодных условиях в дневное и ночное время, при обычном движении и при маневрированиях задним ходом; удобство и надежность пользования контрольно-измерительными приборами световой и звуковой сигнализацией; простота и легкость выполнения работ по путевому обслуживанию АТС (смене колеса с неисправной шиной, заправке автоэксплуатационных материалов, устранению мелких неисправностей и др.), легкость пуска двигателя (в зимнее время) и др. Перечисленные особенности конструкции АТС характеризуются эксплуатационным качеством - удобство использования. Труд грузчиков и механизаторов непосредственно зависит от приспособленности конструкции АТС к выполнению погрузки и разгрузки грузов. При ручном выполнении этих работ может иметь значение высота расположения пола кузова, размеры и устройство дверей (кузова фургона), внутренняя высота кузова, наличие и удобство устройств для крепления груза, приспособленность к использованию средств малой механизации, наличие на АТС устройств, облегчающих погрузку и разгрузку. При механизированном выполнении погрузки и разгрузки также имеет значение приспособленность конструкции АТС к выполнению этих работ при наиболее эффективном использовании механизмов с минимальной затратой труда и времени механизаторов. Приспособленность конструкции АТС к выполнению погрузки и разгрузки характеризуется эксплуатационным качеством: удобство погрузки и разгрузки, которое входит составным элементом в эксплуатационное качество - удобство использования. Труд персонала, выполняющего техническое обслуживание и ремонт, Тор непосредственно зависит от требуемого объема этих работ за период годовой эксплуатации, определяемого конструкцией АТС. Он зависит от износостойкости и прочности деталей, стабильности регулировок механизмов, запасов хода (пробегов) АТС между потребностью и выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту. Этот труд зависит также от приспособленности конструкции АТС к его выполнению с минимальной затратой времени, от доступности мест крепления и точек, требующих обслуживания, возможности механизировать эти работы. Приспособленность конструкции АТС к минимальной затрате труда на его поддержание в исправном состоянии характеризуется тремя эксплуатационными качествами: надежностью, долговечно-стью и простотой технического обслуживания и ремонта. Трудоемкость использования пассажирского АТС зависит от тех же конструктивных особенностей, что и грузового, за исключением отсутствующих при этом трудовых затрат на погрузку и разгрузку. Качество перевозки в части, зависящей от конструкции АТС, характеризуется обеспечением сохранности груза, а применительно к пассажирам обеспечением удобства их поездки. Сохранность груза в зависимости от его вида может обеспечиваться различными конструктивными особенностями АТС. Все виды товарной продукции требуют при перевозке защиты от попадания на них пыли, грязи, дождя или снега, защищенности от ветра, солнца. Для сохранности пищевых продуктов необходимо в конструкции кузова предусматривать поддержание требуемой температуры. При перевозке ломких, хрупких и взрывоопасных грузов по неровным дорогам существенное значение имеет мягкость подвески и плавность хода АТС- Многие виды грузов имеют специфические свойства. Для обеспечения их сохранности при перевозке необходимы специальные конструктивные особенности АТС. Совершенство конструкции грузового АТС в части его приспособленности к сохраненной и удобной перевозке тек видов грузов, для которых он предназначен, характеризуется эксплуатационным качеством - удобство использования. Удобство поездки пассажиров зависит от следующих особенностей: конструкции АТС: устройства и размерных параметров сидений; плавности хода АТС; отсутствия колебаний, вредных или утомительных для человеческого организма; эффективности действия системы вентиляции, отопления или кондиционирования воздуха; защищенности от шума, попадания в кузов пыли, дождя, холодного воздуха, отработавших газов двигателя; защищенности от чрезмерного нагрева солнечными лучами в летнее время; обзорности; наличия дополнительного оборудования, создающего комфорт и удобство поездок (часы, радио-трансляция, телевидение, прикуриватели, пепельницы и др.)- Названные особенности конструкции АТС оцениваются комплексным эксплуатационным качеством -удобство использования. Безвредность АТС в широком понимании этого термина включает его безопасность при движении, отсутствие загрязнения и отравлеиия окружающей среды, бесшумность и безопасность при обслуживании и ремонте. Безвредность является важнейшим элементом эффективности использования АТС, как для окружающей среды, так и для пассажиров, водителей и лиц, осуществляющих его эксплуатацию. Взаимосвязь безвредности АТС с его конструктивными особенностями, характеризуемая эксплуатационными качествами представлена на (рис. 3.10).
Безопасность АТС в процессе его движения зависит от совершенства конструкции тормозных механизмов - безотказности и эффективности их действия, обеспечения оптимального соотношения в распределении тормозного усилия между колесами АТС; она зависит от конструктивных параметров, определяющих устойчивость и управляемость АТС, обзорности дороги с мегта водителя в любых условиях погоды, в дневное и ночное время, эффективности действия сигнализации. В случае дорожно-транспортного происшествия последствия его могут быть уменьшены соответствующими конструктивными мероприятиями. К их числу относятся: подголовники на сиденьях, ремни, энергопоглощающие рулевые колонки, устранение выступающих деталей в кузове, которые могут на-носить травмы и др. Особенности конструкции АТС, которые определяют степень его безопасности, характеризуются комплексом отдельных его качеств, таких как тормозные свойства, устойчивость, управляемость, обзорность и др. Эти его качества могут рассматриваться как составные, в комплексе определяющим обобщающее эксплуатационное качество, называемое безопасностью. Отсутствие загрязнения АТС окружающей среды зависит от совершенства конструкции двигателя: полноты сгорания в нем топлива при работе на разных режимах; отсутствия в отработавших газах вредных компонентов, вызывающих отравление или задымление атмосферного воздуха; наличия на АТС нейтрализаторов отработавших газов и эффективности их действия; предотвращения попадания картерных газов в наружную атмосферу. Загрязнение атмосферного воздуха отработавшими или кар-терными газами двигателей может быть вредным для здоровья людей. Как известно, в больших городах с высоким насыщением АТС, концентрация отравляющих компонентов из отработавших газов двигателей во многих случаях стала превышать допустимые нормы и создавать опасность здоровью населения. Поэтому особенности конструкции АТС, определяющие отсутствие отравления и загрязнения окружающей атмосферы закономерно характеризуется обобщающим эксплуатационным качеством - безопасностью. Бесшумность АТС зависит от совершенства конструкции его двигателя, коробки передач, главной передачи, колесных тормозов, шин, кузова, от стабильности их бесшумности в процессе эксплуатации, плотности всех креплений. Особенности конструкции АТС, определяющие его бесшумность, могут характеризоваться двумя эксплуатационными качествами - безопасностью и удобством использования. Энергоемкость перевозок, т.е. среднее количество энергии, которое необходимо расходовать на данном автомобиле на 1 т-км или 1 пасс-км, зависит от тех же конструктивных его особенностей, которые были рассмотрены выше - затраты на топливо. Соответственно они характеризуются тем же эксплуатационным качеством - топливной экономичностью. Таким образом, металлоемкость перевозок зависит от совершенства конструкции АТС в части обеспечения минимальной его собственной массы при определенной вместимости без ущерба его прочности и надежности, а также от износостойкости и срока службы его деталей. Эти особенности конструкции АТС характеризуются тремя эксплуатационными качествами: использованием массы, надежностью и долговечностью. Проведенное выше рассмотрение зависимостей элементов эффективности использования АТС от его конструкции позволяет выделить основные эксплуатационные качества для комплексной оценки его конструктивного совершенства. Эти качества и элементы эффективности, которые они позволяют оценивать, сведены табл. 3.21., из которой видно, что одним и тем же эксплуатационным качеством могут одновременно характеризоваться несколько элементов эффективности использования АТС. Каждое нз эксплуатационных качеств имеет неодинаковую значимость. Для городского автобуса качество проходимости не имеет такого же существенного значения, какое оно имеет для грузового АТС средней грузоподъемности, предназначенного для работы в условиях сельской местности по грунтовым дорогам со снежным покровом в зимнее время. Также для городского автобуса имеют меньшее значение и могут допускаться пониженные показатели топливной экономичности и использования массы, если за счет этого обеспечивается увеличение удобств пассажиров или надежность движения автобуса по установленному |рафнку, В противоположность этому, например, для междугородного автопоезда большой грузоподъемности, использование массы или топливная экономичность являются одними из основных качеств. Долговечность не имеет существенного лначения для автомобилей малым головым пробегом н т.д. В табл. 3.22. даны важнейшие эксплуатационные качества для АТС. Комплекс этих качеств позволяет достаточно полно и всесторонне давагь общую оценку одиночному автомобилю и автопоезду любого вида, как АТС. Для пользователей АТС важнейшим является деление эксплуатационных качеств на стабильные и деградирующие в процессе эксплуатации следствие износа и старения узлов и деталей АТС Стабильными остаются свойства, определяющие назначение (область применения) АТС:
- грузоподъемность (пассажировместимость);
- приспособленность к погрузке-разгрузке (входу-выходу пассажиров);
- обеспечение сохранности грузов (комфортабельность);
- запас хода;
- эстетичность конструкции;
- проходимость и некоторые другие свойства;
- управляемость;
- устойчивость;
- маневренность;
- пожаровзрывобезопасность;
- пассивная безопасность.
Однако, ряд не менее значимых эксплуатационных качеств, в том числе определяющих экономическую эффективность применения АТС, ухудшаются в процессе эксплуатации вследствие износа и старения деталей н узлов:
- топливная экономичность;
- тягово-скоростные свойства;
- экологическая безопасность;
- плавность хода;
- тормозные свойства.
Специфическим эксплуатационным качеством, отражающим нестабильность, является надежность. Показателями надежности служат безотказность; долговечность, ремонтопригодность. Безотказность чаще всего оценивают средней величиной наработки (в.тыс. км пробега) на отказ АТС в целом или его составных частей в разные периоды его эксплуатации или вероятностью безотказной работы в этот период. Долговечность обычно измеряют средним ресурсом или сроком службы АТС до списания или капитального ремонта. Гарантийный срок службы не отражает долговечность АТС, поскольку является экономической категорией и отражает лишь заявленные изготовителем или поставщиком АТС пределы его ответственности за устранение обнаруженных в этот период неисправностей. Гарантийные обязательства отнюдь не гарантируют отсутствие отказов и неисправностей в оговоренный ими период, а лишь возмещение изготовителем затрат на их устранение. Ремонтнопри годность (или эксплуатационная технологичность) определяются трудоемкостью и периодичностью работ по ТО и ТР. доступностью и легкосъемностыо агрегатов, узлов и деталей и др. показателями. При выборе конкретной модели и модификации АТС пользователи вынуждены, таким образом, руководствоваться не только характеристиками нового транспортного средства, но и показателями их нестабильности в процессе эксплуатации, показателями надежности АТС. Из-за ухудшения этих свойств к концу срока службы производительность грузовых АТС, например, снижается вдвое, а трудоемкость поддержания работоспособности возрастает в 3 и более раз. Прежде чем АТС нового типа допустить к эксплуатации, его всесторонне испытывают на соответствие десяткам показателей приведенных эксплуатационных качеств. Критериями оценки эксплуатационных показателям безопасности и экологии служат обязательные требования Правил ЕЭК ООН (международных стандартов стран-членов Европейской Экономической Комиссии ООН), национальных стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, а по остальным показателям(определяющим экономичность эксплуатации, надежность, комфортабельность, дизайн и т.п.) - не обязательные требования указанных выше нормативных правовых актов и стандартов изготовителей, лидирующих в автомобилестроении.
Обязательные требования предъявляют при сертификации РАТС (действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу).
|