По данным статистики причинами ДТП являются примерно в 65% случаев эшибки или неправильное поведение водителей и переходов, в 20% - несоответствующие дорожные условия и более чем в 10% - недостатки конструкции и неудовлетворительное техническое состояние АТС. В связи с этим проблему обеспечения безопасности конструкции АТС и дорожного движения принято рассматривать и решать комплексно в рамках системы "автомобиль-водитель-дорога". Конструктивную безопасность автомобиля условно раздел на активную, пассивную и экологическую. Активная безопасность автомобиля обеспечивается комплексом его конструктивных и эксплуатационных свойств, направленных на предотвращение ДТП. Пассивная безопасность обеспечивается комплексом конструктивных и эксплуатационных свойств АТС, позволяющих в процессе возникшего ДТП исключить или уменьшить тяжесть его последствий для водителя, пассажиров или пешеходов. В этом комплексе многие выделяют эвакуационную (послеава-рийную) безопасность - комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств, которые обеспечивают быструю и безопасную эвакуацию людей из АТС после ДТП. К эксплуатационным свойствам АТС, которые оказывают отрицательное воздействие на участников движения и окружаю среду относят внешний шум, выделение вредных веществ с отр тавшими газами, другие вредные выбросы (от дисков сцепления, тормозных накладок, шин). Комплекс этих свойств и когда называют экологической безопасностью АТС и связывают с защитой окружающей среды. Практически все перечисленные характеристики, определяющие безопасность дорожного движения, регламентированы в рамках требований к безопасности АТС, изложенных в соответствующих государственных, республиканских и отраслевых стандартах и других нормативно-технических документах. Требования к АТС по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности регламентированы следующими основными документами:
- «Правиле проведения работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов»;
- ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
- ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности.
- ГОСТ 5227-88. Стекло безопасное для наземного транспорта.
Общие технические условия.
- ГОСТ 27902-89. Стекло безопасное для автимобилей, факторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств.
- ГОСТ Р 41.36-99 (правила ЕЭК ООН № 36). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции
- ГОСТ Р 50913-96. Автотранспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования.
Требования к новым газобаллонным АТС или к переоборудованным базовым моделям в газобаллонные определены «Технико-эксплуатационными требованиями к газобаллонным автомобилям, автобусам, прицепам и предложения по рациональной номенклатуре этих транспортных средств» (Р 3112199-0307-85), которые регламентируют область применения требований, общие технические требования, требования к отдельным агрегатам газовой аппаратуры, специальные требования к газобаллонным автомобилям, автобусам и прицепам. Технические требования к АТС, направляемым на переоборудование для работы на компримированном природном или сжиженном нефтяном газе, а также выпускаемым после переоборудования, определены следующими документами:
- ТУ 152-12-007-99 «Автомобили. Переоборудование грузовых, легковых и специализированных автомобилей в газобаллонные для работы на компримированном природном газе. Приемка на переоборудование и выпуска после переоборудования. Испытания газотопливных систем. Технические условия»;
- «Автобусы. Переоборудование автобусов в газобаллонные, работающие на компримированном природном газе. Приемка на переоборудование и выпуск после переоборудования. Испытания газотопливных систем. Технические условия»;
- ТУ 152-12-008-99 «Автомобили и автобусы. Переоборудование грузовых, легковых автомобилей и автобусов в газобаллонные для работы ня сжиженных нефтяных газах.Приемка на переоборудование и выпуск после переоборудования. Испытаний газотопливных систем. Технические условия».
Технические требования к газобаллонному оборудованию, а также к его отдельным агрегатам и устройствам для транспортных средств, использующих в качестве моторного топлива компримированный природный или сжиженный нефтяной газы установлены следующими документами:
- СТА ГТО-1-97 «Газобаллонное оборудование для транспортных средств, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования, требования по безопасности и методы испытаний»;
- СТА ITO-2-97 «Агрегаты и устройства газотопливной аппаратуры для транспортных средств, использующих компримированный природный и сжиженный нефтяной газы в качестве моторного топлива. Общие требования, требования по безопасности и методы испытаний»;
- СТА ГТО-3-97 «Валлоны высокого давления для хранения компримированного природного газа, используемого в качестве моторного топлива на транспортных средствах. Общие технические требования и методы испытаний».
Учитывая международный характер требований к безопасности конструкции АТС ряд европейских стран принял в 1958 г. в Женеве в рамках КВТ ЕЭК ООН "Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств" В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их испытаний, а также процедуре присвоения знака "Е" официального утверждения транспортного средство, отвечающего требованиям соответствующего Правила. Международный знак официального утверждения представляет собой круг, в который вписывается буква "?" и цифра, обозначающая страну, где АТС или его отдельные части проходили сертификацию в соответствии с Соглашением 1958 г. Номер знака "Е" присваивается каждой стране по мере ее Присоединения к Соглашению 1958 г, и готовности к проведению испытаний. Правила ЕЭК ООН постоянно пересматриваются и дополняются в соответствии с повышающимися требованиями эксплуатации к техническому уровню АТС. Правила ЕЭК ООН являются обязательными к исполнению для ратифицировавших их участников Соглашения. При этом они не могут возражать против эксплуатации у них автомобилей, получивших официальное утверждение любой из стран, присоединившихся к этому Соглашению. По состоянию на 1 июня 1993 г. вступили в силу 91 Правило, из числа приложенных к Соглашению 1958 г. На рис. 3.2, 3.3 и 3.4 показано применение Правил ЕЭК ООН касающихся безопасности грузовых и пассажирских (автобусы и легковые автомобили) АТС. Присоединение Советского Союза к Соглашению 1958 г. и принятие им большинства утвержденных Правил ЕЭК ООН, потребовало введения в СССР и в последующем в РФ системы сертификации (омологации) АТС для их проверки на соответствие указанным Правилам (Испытание АТС на соответствие Правилам ЕЭК ООН) Среди других международных стандартов, определяющих унифицированные требования к АТС, Правила ЕЭК ООН пользуются наибольшим авторитетом и признаются многими странами в качестве важных документов, направленных на поддержание высокого технического уровня мирового автомобилестроения.
|