Главная Автомобильные транспортные средства (АТС) Требования по безопасности
Требования по безопасности

По данным статистики причинами ДТП являются примерно в 65% случаев эшибки или неправильное поведение водителей и пе­реходов, в 20% - несоответствующие дорожные условия и более чем в 10% - недостатки конструкции и неудовлетворительное тех­ническое состояние АТС.
В связи с этим проблему обеспечения безопасности конструк­ции АТС и дорожного движения принято рассматривать и решать комплексно в рамках системы "автомобиль-водитель-дорога".
Конструктивную безопасность автомобиля условно раздел на активную, пассивную и экологическую.
Активная безопасность автомобиля обеспечивается комплек­сом его конструктивных и эксплуатационных свойств, направлен­ных на предотвращение ДТП.
Пассивная безопасность обеспечивается комплексом конструк­тивных и эксплуатационных свойств АТС, позволяющих в процес­се возникшего ДТП исключить или уменьшить тяжесть его послед­ствий для водителя, пассажиров или пешеходов.
В этом комплексе многие выделяют эвакуационную (послеава-рийную) безопасность - комплекс конструктивных и эксплуатаци­онных свойств, которые обеспечивают быструю и безопасную эва­куацию людей из АТС после ДТП.
К эксплуатационным свойствам АТС, которые оказывают от­рицательное воздействие на участников движения и окружаю среду относят внешний шум, выделение вредных веществ с отр тавшими газами, другие вредные выбросы (от дисков сцепления, тормозных накладок, шин). Комплекс этих свойств и когда называ­ют экологической безопасностью АТС и связывают с защитой ок­ружающей среды.
Практически все перечисленные характеристики, определяю­щие безопасность дорожного движения, регламентированы в рам­ках требований к безопасности АТС, изложенных в соответствую­щих государственных, республиканских и отраслевых стандартах и других нормативно-технических документах.
Требования к АТС по условиям безопасности дорожного дви­жения и экологической безопасности регламентированы следую­щими основными документами:

  1. «Правиле проведения работ в системе сертификации меха­нических транспортных средств и прицепов»;
  2. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
  3. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и ме­тоды измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двига­телями. Требования безопасности.
  4. ГОСТ 5227-88. Стекло безопасное для наземного транспорта.

Общие технические условия.

  1. ГОСТ 27902-89. Стекло безопасное для автимобилей, фак­торов и сельскохозяйственных машин. Определение оптичес­ких свойств.
  2. ГОСТ Р 41.36-99 (правила ЕЭК ООН № 36). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пасса­жирских транспортных средств большой вместимости в отно­шении общей конструкции
  3. ГОСТ Р 50913-96. Автотранспортные средства для транс­портирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования.

Требования к новым газобаллонным АТС или к переоборудо­ванным базовым моделям в газобаллонные определены «Технико-эксплуатационными требованиями к газобаллонным автомобилям, автобусам, прицепам и предложения по рациональной номенклату­ре этих транспортных средств» (Р 3112199-0307-85), которые рег­ламентируют область применения требований, общие технические требования, требования к отдельным агрегатам газовой аппарату­ры, специальные требования к газобаллонным автомобилям, авто­бусам и прицепам.
Технические требования к АТС, направляемым на переобору­дование для работы на компримированном природном или сжи­женном нефтяном газе, а также выпускаемым после переоборудо­вания, определены следующими документами:

  1. ТУ 152-12-007-99 «Автомобили. Переоборудование грузовых, легковых и специализированных автомобилей в газобаллон­ные для работы на компримированном природном газе. При­емка на переоборудование и выпуска после переоборудова­ния. Испытания газотопливных систем. Технические усло­вия»;
  2. «Автобусы. Переоборудование автобусов в газобаллонные, работающие на компримированном природном газе. Приемка на переоборудование и выпуск после переоборудования. Ис­пытания газотопливных систем. Технические условия»;
  3. ТУ 152-12-008-99 «Автомобили и автобусы. Переоборудова­ние грузовых, легковых автомобилей и автобусов в газобал­лонные для работы ня сжиженных нефтяных газах.Приемка  на переоборудование и выпуск после переоборудования. Ис­пытаний газотопливных систем. Технические условия».

Технические требования к газобаллонному оборудованию, а также к его отдельным агрегатам и устройствам для транспортных средств, использующих в качестве моторного топлива компримированный природный или сжиженный нефтяной газы установлены следующими документами:

  1. СТА ГТО-1-97 «Газобаллонное оборудование для транспорт­ных средств, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива. Общие технические требо­вания, требования по безопасности и методы испытаний»;
  2. СТА ITO-2-97 «Агрегаты и устройства газотопливной аппа­ратуры для транспортных средств, использующих комприми­рованный природный и сжиженный нефтяной газы в качестве моторного топлива. Общие требования, требования по безо­пасности и методы испытаний»;
  3. СТА ГТО-3-97 «Валлоны высокого давления для хранения компримированного природного газа, используемого в каче­стве моторного топлива на транспортных средствах. Общие технические требования и методы испытаний».

Учитывая международный характер требований к безопасности конструкции АТС ряд европейских стран принял в 1958 г. в Женеве в рамках КВТ ЕЭК ООН "Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании офи­циального утверждения предметов оборудования и частей механи­ческих транспортных средств"
В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их испытаний, а также процедуре присвоения знака "Е" официального утверждения транспортного средство, от­вечающего требованиям соответствующего Правила.
Международный знак официального утверждения представляет собой круг, в который вписывается буква "?" и цифра, обозначаю­щая страну, где АТС или его отдельные части проходили сертифи­кацию в соответствии с Соглашением 1958 г.
Номер знака "Е" присваивается каждой стране по мере ее При­соединения к Соглашению 1958 г, и готовности к проведению испытаний.
Правила ЕЭК ООН постоянно пересматриваются и дополняют­ся в соответствии с повышающимися требованиями эксплуатации к техническому уровню АТС. Правила ЕЭК ООН являются обяза­тельными к исполнению для ратифицировавших их участников Со­глашения. При этом они не могут возражать против эксплуатации у них автомобилей, получивших официальное утверждение любой из стран, присоединившихся к этому Соглашению.
По состоянию на 1 июня 1993 г. вступили в силу 91 Правило, из числа приложенных к Соглашению 1958 г.
На рис. 3.2, 3.3 и 3.4 показано применение Правил ЕЭК ООН касающихся безопасности грузовых и пассажирских (автобусы и легковые автомобили) АТС.
Присоединение Советского Союза к Соглашению 1958 г. и принятие им большинства утвержденных Правил ЕЭК ООН, потре­бовало введения в СССР и в последующем в РФ системы сертифи­кации (омологации) АТС для их проверки на соответствие указан­ным Правилам (Испытание АТС на соответствие Правилам ЕЭК ООН)
Среди других международных стандартов, определяющих унифицированные требования к АТС, Правила ЕЭК ООН пользу­ются наибольшим авторитетом и признаются многими странами в качестве важных документов, направленных на поддержание высо­кого технического уровня мирового автомобилестроения.

  белая и Черная ворона