Первый показатель. Объем перевозок - это масса перевезенного груза в тоннах и количество перевезенных пассажиров, чел. Объем перевозок на всех видах транспорта изменяется, так как тесно связан с ростом и спадом производства продукции промышленностью и сельским хозяйством. Объем перевозок на автомобильном транспорте превышает объем перевозок всех остальных видов транспорта вместе взятых, поскольку большинство грузов в начале и конце транспортирования перевозятся автомобилями. Постепенное перераспределение объема перевозок грузов по отдельным видам транспорта происходит в связи с появлением новых видов транспорта (трубопроводного) и развитием автомобильного и морского. Изменение объема перевозок пассажиров по отдельным видам транспорта объясняется развитием воздушного транспорта, а также значительным ростом автобусных перевозок в междугородних соlобщениях и сельской местности.
Второй показатель - грузооборот и пассажирооборот транспорта - транспортная работа, измеряемая в тонно-километрах при перевозке грузОЕ и пассаж иро-ки л ометрах при перевозке пассажиров. Грузооборот зависит как от объема перевозок, так и от расстояния, на которое перевозятся грузы. В связи с развитием автомобильного и трубопроводного транспорта растет их доля в грузообороте.
Третий показатель. Среднее расстояние перевозок обычно определяют как частное от деления грузооборота (пассажирооборота) на объем перевозок. Среднее расстояние перевозки грузов в Российской Федерации около 180 км. По видам транспорта среднее расстояние перевозок:
- железнодорожный транспорт - 800 км;
- морской транспорт - 3250 км;
- речной транспорт - 500 км;
- автомобильный транспорт-13 км;
- в сельском хозяйстве - 26,2 км;
- воздушный транспорт - 1300 км;
- трубопроводный транспорт-650 км.
Четвертый показатель. Скорость доставки (скорость сообщения) - средняя скорость движения грузов или пассажиров от места отправления до места назначения, учитывающая все простои и остановки, погрузки и разгрузки. Скорость сообщения зависит от многих факторов и, прежде всего, от конструктивной скорости подвижного состава, совершенства организации транспортного процесса и расстояния перевозок. Если принять за 100 % скорость доставки груза на железнодорожном транспорте, то для других видов транспорта она будет:
- воздушный транспорт - 150. ..300 %;
- автомобильный (междугородний) транспорт - 180.. .200 %;
- речной транспорт-60...70%;
- трубопроводный транспорт - 40.. .50 %.
При малых расстояниях перевозки скорость доставки грузов на автомобильном транспорте выше, чем на любом другом.
Пятый показатель. Техническая скорость - средняя скорость подвижного состава за время движения.
Шестой показатель. Эксплуатационная скорость - средняя скорость подвижного состава за время движения с учетом остановок, связанных с погрузкой, разгрузкой и другими транспортными операциями.
Седьмой показатель. Себестоимость перевозок - является обобщающим показателем, который зависит от многих факторов и может колебаться для одного вида транспорта в значительных пределах в зависимости от расстояния перевозки, вида груза и эксплуатационных условий. Средняя себестоимость перевозок для всех видов транспорта Российской Федерации, если принять себестоимость нефтетрубопроводного транспорта за единицу:
- нефтетрубопроводный - 1,0
- морской -1,3
- речной - 2,3
- железнодорожный - 2,4
- газотрубопроводный - 4,6
- автомобильный -61,0
При увеличении расстояния перевозки себестоимость уменьшается, так как расходы на начальную и конечную операции раскладываются на большее количество тонно-километров. При увеличении расстояния с 10 до 1000 км себестоимость перевозки снижается:
- на автомобильном транспорте - на 30...40 %;
- на железнодорожном транспорте - в 12... 16 раз;
- наречном транспорте-в 40...50 раз.
С 1970 по 1991 год себестоимость перевозок по всей транспортной сети снизилась на 15,0 %. Снижение себестоимости перевозок - главнейшая задача работников транспорта.
Восьмой показатель. Производительность транспортных средств - количество транспортной работы на единицу подвижного состава в единицу времени. Производительность транспортных средств зависит, прежде всего, от грузоподъемности (пассажировместимости) и скорости движения.
Девятый показатель. Среднесуточный пробег - показывает интенсивность использования транспортных средств при перевозках (в сельским хозяйстве — 186 км).
Десятый показатель. Производительность труда работников транспорта. Зависит от производительности транспортных средств. Степени автоматизации и механизации транспортных процессов, погрузочно-разгрузочных и вспомогательных операций. Повышение производительности труда - главнейшая задача работников транспорта. Автомобильный транспорт является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортной системы. Однако данный вид транспорта в России наиболее ресурсоемок: на автомобильном транспорте работает около 60 % нз занятых на транспорте; автотранспорт потребляет более двух третьих объема нефтяных топлив и т.д. Важнейшей отличительной особенностью современного отечественного парка автотранспортных средств является разномарочность, неоднородность, и сильная изношенность. На дорогах страны появилось большое количество иномарок разных лет выпуска и разного технического состояния. Резко увеличилась интенсивность транспортных потоков, и соответственно возросли нагрузки на подвижной состав и дороги. Современный автомобильный транспорт Российской Федерации в его нынешнем состоянии далеко не полностью отвечает требованиям, которые выдвигает радикальная реформа экономической и социальной сферы. Предобразования, идущие на автомобильном транспорте, осуществляются под непосредственным воздействием политических, экономических и социальных реформ. Незавершенность процесса создания новой экономической системы, постоянная корректировка положений хозяйственного права, высокий уровень инфляции, рмкие изменения объемов производства различных видов продукции, внутр и российских и международных экономических связей делают внешние условия работы автотранспорта нестабильными. Одним из главных внешних факторов является изменение характера спроса на транспортные услуги, которое определяется развитием рыночных начал в экономике, формированием новой социальной структуры общества. Так, на фоне общего снижения объема перевозок грузов значительно возросла доля импортно-экспортных грузопотоков, а также перевозок дорогостоящих и срочных грузов. Динамика объемов перевозок различными видами транспорта за 1970...2000 гг. при этом по автомобильному транспорту учтены перевозки, осуществленные предприятиями (физическими лицами) на коммерческой основе, но отсутствуют данные о перевозках ведомственным автотранспортом. Несмотря на снижение объемов перевозок грузов, следует отметить, что освобождение тарифов позволило обеспечить практически полное покрытие эксплуатационных расходов транспортных предприятий. Рентабельность по автомобильному и речному транспорту составила 10 %, воздушному и морскому - 5 %. На этапе административно-плановой государственной экономики автотранспорт объективно не мог раскрыть своего потенциала, будучи ориентированным на выполнение городских и пригородных перевозок с преобладанием в структуре грузопотоков навалочных грузов. Автотранспорт практически не участвовал в процессе межрегионального и межотраслевого товародвижения, так как эти функции были возложены на железнодорожный транспорт.
|