Главная Единая транспортная система РФ Транспорт в сельскохозяйственном производстве
Транспорт в сельскохозяйственном производстве

Сельское хозяйство является одной из наиболее транспортоем-ких отраслей народного хозяйства. Затраты труда на транспортные работы от общей трудоемкости возделывания и уборки зерна со­ставляют 30 %, картофеля - 40 % и кукурузы на силос - 70 %. В среднем по сельскохозяйственному производству затраты на транс­портные работы составляют 40...45 %, а затраты на топлива до 50
%.
В настоящее время транспортными работами занято 20...25 % работников сельскохозяйственного производства.

Транспортные работы в сельскохозяйственном производстве выполняются по транспортным и транспортно-производствеиным процессам. Транспортные процессы включают операции погрузки, перевозки и разгрузки, а транспорта о-производственные процессы включают еще и взаимодействие транспортных средств с сельско­хозяйственными машинами (комбайнами, косилками и др.), т.е. участие их з производственных операциях внесения в почву удоб­рений, уборки урожая, раздачи кормов и др.

Транспортные работы в сельскохозяйственном производстве, выполняемые внутри сельскохозяйственного предприятия являются внутрихозяйственными, а между сельскохозяйственными предпри-ятиями, районными и областными предприятиями - межлоэяйственными.
Объем тракторных перевозок ограничивается занятостью трак­торов на выполнение основных сельскохозяйственных работ и Стоимостью перевозок, которая выше, чем стоимость автомобиль­ных перевозок в сельском хозяйстве и поэтому не превышает 22...27 % от общего объема транспортных перевозок. Как правило, тракторные перевозки это те, которые не могут выполнить по сво­им техническим возможностям автомобили, поэтому, в основном, тракторные перевозки входят в транспортно-производственные процессы.

В связи с интенсивным развитием сельского хозяйства вплоть до 1990 года, перевозка грузов в сельскохозяйственном производ­стве из года в год увеличивалась. Так, в 1970 году масса перевезен­ных грузов составляла 4,5 млрд. тонн; в 1975 году - 5,9; в 1980 году - 7,8 и в 1985 году - 11 млрд. тонн и в 1990 году - 14,4 млрд. тонн.
Для выполнения возрастающего объема перевозок постоянно увеличивались поставки сельскому хозяйству автомобилей и авто­мобильных поездов, тракторов и тракторных прицепов, а также разрабатывались и выпускались новые сельскохозяйственные авто­мобилей и автопоезда, внедрялись методы повышения эффективно­сти использования транспорта в сельскохозяйственном производст­ве. За последние пятилетки перед развалом СССР сельскому хозяй­ству было поставлено 4908 тыс. автомобилей, 5370 тыс. тракторов и 3200 тыс. тракторных прицепов, в результате парк грузовых ав­томобилей достиг своего максимального значения - 3020 тыс. шт.
Парк всех автомобилей в сельском хозяйстве был примерно в 2 раза больше парка автомобилей всех отраслей народного хозяйства вместе взятых. В то же время важно отметить, что типаж автомоби­лей, разработанных и выпускаемых автопромышленностью, не со­гласовывался сельским хозяйством, автомобилей сельскохозяйст­венного назначения не выпускалось, поэтому поставляемые авто­мобили, при работе в сельскохозяйственном производстве, имели небольшую производительность.
Для повышения эффективного использования автомобилей в сельском хозяйстве и улучшения транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства были созданы крупные авто­транспортные предприятия во всех сельскохозяйственных районах, а также подвижные автоколонны с количеством автомобилей не менее 100, которые могли перебрасываться из одной республики в другую на уборку урожая и заготовку сельскохозяйственной про­дукции.
Система обслуживания сельскохозяйственного производства подразумевающая централизованную доставку грузов по существу является формой обслуживания транспортом общего пользования в сельском хозяйстве и, как показывает опыт, это обслуживание было экономически оправдано и требовало дальнейшего совершенство­вания и развития.

В 1990 году общая масса перевезенных грузов составила 14420 млн. тонн грузов, а грузооборот 293959 млн.т-км. В том числе ав­томобильным транспортом перевезено 11222 млн. тонн или 78 % и тракторным транспортом - 3200 млн. тонн или 22 %. Из общей мас­сы грузов перевезенным автомобильным транспортом навалочные и насыпные грузы составляют 7245 млн. тонн (64,6 %), скоропор­тящиеся грузы - 463,0 млн. тонн (4,1 %), наливные грузы - 505,9 млн. тонн (4,5 %) и остальные 3006,1 млн. тонн (26,8 %), подлежа­щие перевозке бортовыми автомобилями, В зависимости от вида перевозок структура имеет различия При расчетах данных за 1990 год годовая производительность на один списочный автомобиль в год была равна 755 тонн при этом использовались следующие траяспортно-эксплуатационные пока­затели работы автомобилей:

  1. продолжительность работы в сутки - 9,5 ч;
  2. средняя дальность перевозки - 26,2 км;
  3. средне-уточный пробег- 186 км;
  4. использование парка - 65 %;
  5. использование пробега -51,5%;
  6. использование грузоподъемности - 98 %;
  7. средняя техническая скорость -31,9 км/ч.




Общая потребность сельского хозяйства на 1990 год состаеля-

ла 3020 тыс. грузовых автомобилей при средней грузоподъемности 5Д тонны. Из общего грузооборота, выполненного в 1990 году в сельском хозяйстве автомобильным транспортом, на автомобили грузоподъ­емностью до 2,0 т приходилось 2 %, грузоподъемностью 2,1 ...5,0 -24 %, грузоподъемностью 5,1.,.8,0 т - 54 % и грузэп объемностью
более 8,1-20%.
Обеспеченность сельского хозяйства в 1990 году транспортны­ми средствами, по расчетам, дала возможность провести основные сельскохозяйственные работы, связанные с транспортом, в сроки. близкие к оптимальным, что в свою очередь позволила сократить потери условно (по неуточненным данным 1991 года) зерна до 30 % от общих потерь или Ю млн. тонн; сахарной свеклы до 70 % или 7 млн. тонн; картофеля до 40 % или 4 млн. тонн; овощей до 30 % или 0,6 млн. тонн.
Исходя из этого, в 1990 году было получено дополнительно сельскохозяйственной продукции на сумму около 2.5 млрд. рублей (по закупочным ценам), а также были сокращены расходы, связан­ные с ежегодным привлечением около 600 тыс. грузовых автомо­билей из других отраслей народного хозяйства на период уборки урожая.
Дальнейшее развитие сельского хозяйства должно было при­вести к увеличению объема перевозок, а следовательно, и к увели­чению парка транспортных средств и численности людей занятых транспортными работами в сельскохозяйственном производстве, поэтому транспортное обеспечение предполагалось за счет увели­чения производительности транспортных средств.
Повышение производительности возможно путем улучшения эксплуатационных показателей транспортных средств путем:

  1. повышения грузоподъемности за счет увеличения выпуска крупнотоннажных автомобилей, применения автомобиль­ных поездов и улучшения дорог;
  2. повышения коэффициента использования грузоподъемно­сти за счет подбора грузов оптимально заполняющих кузов и применения специальных кузовов;
  3. повышения технической скорости за счет улучшения кон­струкции (скоростности) автомобиля, улучшения дорог, лучшего крепления грузов и регулирования движения;
  4. уменьшения длины ездки с грузом за счет выбора опти­мальных маршрутов и улучшения дорожной сети;
  5. повышения коэффициента использования пробега за счет применения автоматизированных систем управления транспортом, улучшения дорожной сети, приближения стоянок и пунктов заправки транспортных средств к объек­там транспортных и транспортно-производственных про­цессов и организации пересменки водителей на линии;
  6. уменьшения времени простоя транспортных средств под погрузкой и выгрузкой за счет внедрения высокопроизво­дительных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, координации работ погрузочно-разгрузочных меха­низмов и транспортных средств. Улучшение эксплуатационных показателей возможно в резуль­тате совершенствования конструкции и улучшения эксплуатации транспортных средств. Совершенствование конструкции транс­портных средств должно осуществляться работниками автопро­мышленности с учетом требований, выдвигаемых работниками сельскохозяйственного производства, занимающимися эксплуата­цией автомобилей. Улучшение эксплуатации транспортных средств должно осуществляться работниками сельскохозяйственного про­изводства.





Однако в результате реформирования народного хозяйства проведенного в 1985-1991 годах и последовавшего за этим развала СССР с заменой социалистической системы на капиталистическую, по сельскому хозяйству и промышленности был нанесен сокруши­тельный удар. Производство резко сократилось в связи с чем по­требность в транспорте резко уменьшилась.
После 1991 года транспорт сельскохозяйственного производст­ва существовал в основном за счет старых резервов (старых авто­транспортных средств, машин и механизмов). Обновление парка автомобилей за эти годы было незначительным.
Несмотря на значительное снижение сельскохозяйственного и промышленного производства в условиях различных видов собст­венности и рыночных отношений значение автомобильного транс­порта для сельскохозяйственного производства остается большим.
В этих условиях богатый опыт 1970-1990 годов по организации и использованию автомобильного транспорта в сельскохозяйствен­ном производстве может быть успешно использован в современных условиях,