JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Пакетом называется укрупненная грузовая единица, уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требованиям к рациональному использованию погрузочно-разгрузочных средств и АТС. Для создания пакетов используются средства пакетирования -технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда; при этом груз может быть непосредственно упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару.
Средства пакетирования делятся на следующие:
- поддоны (плоские, стоечные, ящичные) для размещения и перевозки грузов, должны выполнять не менее 15 погрузочне-разтрузочных операций и иметь гарантийный срок службы 1 год;
- кассеты для пакетирования хрупких грузов, представляющие собой пространственную раму, которая со всех сторон защищает груз;
- стропы из синтетических лент для пакетирования мешковых и киповых грузов.
Размещение в АТС пакетов в штабеле должно обеспечивать: сохранность пакетов и грузов в них; удобство производства разгрузочных работ; возможность штабелирования и устойчивость п то в в штабеле. Поддоны подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные и специализированные поддоны, изготовляются из различных материалов (рис. 5.2) и подразделяются на плоские, ящичные и стоечные. Типы, основные параметры и размеры универсальных плоских поддонов установлены ГОСТ 9078, которым предусмотрено шесть типоразмеров поддонов.
Основным типом универсального плоского поддона, для видов транспорта, является двухнастильный четырехзаходный поддон с 1000х1200 мм, а на морском и речном транспорте размерами 1200х 1600 мм и 1200х 1800 мм. Для поддоноз с размерами 800х1200 мм и 1000х1200 мм установлена номинальная грузоподъемность не более 1 т, а для поддона с размерами 200х1600 мм и 200х1800 мм - 2 и З,2 т. ГОСТ 9557 определена конструкция плоского деревянного поддона размером 800х 1200 мм. В ряде случаев применяют съемное ограждение для плоских поддонов размером 800x1200 мм. Съемное ограждгиие состоит из четырех стоек с верхней и нижней обвязкой, надеваемых на верхний настил плоского поддона, превращая всю конструкцию в стоечный поддон с размерами 1240x835x 1300 мм. Собственная масса ограждения 32 кг. ГОСТом предусмотрено пять типоразмеров стоечных и восемь типоразмеров ящичных поддонов. Для широкого обращения внутри страны на всех видах транспорта принят ящичный разборный деревянный поддон типа 4ЯРК с размерами 835х1240х1150 мм. Конструкция такого поддона установлена ГОСТ 10592. Внутренний объем поддона 0.846 м3. Собственная масса не более 100 кг.
Общие технические требования на изготовление плоских, ящичных и стоечных поддонов установлены ГОСТ 19812. При перевозке штучных грузов неправильной формы или не допускающих сжатия при штабелировании широко используются стоечные поддоны, представляющие собой плоское основание с различными жесткими съемными или складными стойками. Верхние части стоек, как правило, имеют фиксаторы для облегчения установки поддонов в несколько ярусов. Габаритные размеры поддона 1240x835x1150 мм. Грузоподъемность поддона 1000 кг. Собственная масса не более 46 кг (ГОСТ 9570) Из ящичных поддонов, получивших распространение на всех видах транспорта, следует отметить поддон типа 4ЯРК, предназначенный для перевозки различных штучных грузов без тары или облегченной заводской упаковке. Поддон представляет собой дере-вометаллическую конструкцию с двумя складными торцовыми стенками и двумя съемными продольными стенками со съемной ирышкой. Конструкция такого поддона установлена ГОСТ 10592. Табаритные размеры поддона 1240x835x1150 мм. Грузоподъемность поддона 1000 кг при внутреннем объеме 0,85 м3. Собственная масса 100 кг (ГОСТ 9570). Аналогичные конструкции имеют и другие ящичные поддоны, различающиеся отсутствием съемной крышки, продольными стенками, состоящими из двух половин, сетчатыми стенками и т. д. В настоящее время все большее распространение находят пластиковые поддоны (палетты), контейнеры и ящики. Они имеют ряд преимуществ в сравнении с традиционными. Продолжительность эксплуатации, как правило, 10 лет и более при бережном отношении. Температурный режим применения от -30 С до +70 С. Обладают высокой сопротивляемостью кислотным и щелочным средам, легко очищаются от остатков груза. На поддонах не образовываются грибы и они не подвержены гниению. Поддоны не скалываются, отсутствуют гвозди, острые углы, что повышает безопасность работы. Возможен ремонт поддонов. Поддоны не удерживают и не впитывают запах и влагу, следствием этого являются стабильные размеры и неизменный вес с течением времени при различных температурах и влажностях. Находят широкое применение облегченные плоские поддоны из гофрированного картона, предназначенные для одноразовых пакетных перевозок и хранения различных грузов в ящичной и мешочной таре. Они состоят из двух листов гофрированного картона с высотой гофры не менее 4 мм и четырех опор, образованных при складывании нижнего и верхнего листов. Для придания прочности в опоры вставляются бумажные втулки. Габаритные размеры в плане составляют 800x1200 мм при высоте поддона, равной 100 мм. Прочность поддонов позволяет штабелировать пакеты массой 1000 кг на высоту до трех ярусов.
Рис. 5.3 Пластиковые промышленные поддоны
Таб. Характеристики пластиковых поддонов
Из специализированных поддонов наибольшее распространение получили поддоны для кирпича и керамических камней. В соответствии с ГОСТ 18343 используются следующие поддоны: ПОД - деревянный на опорах, грузоподъемностью 0,75 т, с размерами 520х 1030 мм; ПОМ - металлический на опорах, грузоподъемностью 0,9 т, с размерами 770x1030 мм; ПКДМ — деревометаллический с крючьями, грузоподъемностью 0,75 т, с размерами 770х1030 мм. Масса порожних поддонов составляет 22. ..25 кг. Поддоны на поперечных опорных брусках с треугольными упорами по торцам (типа ПОД) являются основными для перевозки кирпича пакетами как в прямом, так и в смешанном сообщении. Поддоны с крючьями по торцам (типа ПКДМ) предназначены для перевозки кирпича пакетами только автомобильным транспортом. Поддоны для красного кирпича оборудованы дополнительно двумя приваренными уголками на противоположных сторонах, что позволяет укладывать кирпичи не плашмя, а с наклоном внутрь под углом 45°. Такая укладка обеспечивает необходимую устойчивость пакета, который не рассыпается не только при перевозке, но и при погрузочно-разгрузочных работах. Силикатный кирпич укладывается на поддоны плашмя параллельными рядами, образуя пирамиду из 800...900 кирпичей. Для создания устойчивости уголка пакета при перевозке автомобили оборудуются специальными поясами, которые жестко обхватывают пакеты. Для перевозки аккумуляторных батарей с заводов-изготовителей на автомобильные заводы используется специализированный стоечный поддон, представляющий собой сварной металлический каркас с деревянным настилом и четырьмя стойками, выполненными из труб (рис.5.26). Поддон приспособлен для штабелирования В пять-шесть ярусов. Габаритные размеры поддона 1240х830х450 мм. Грузоподъемность поддона до 1000 кг при собственной массе 39 кг. На ряде промышленных предприятий широко используются специализированные поддоны для перевозки рубероида и толя, линолеума, резинотехнических изделий, культтоваров (телевизоров, приемников), сахара в мешках, муки, автомобильных агрегатов, автомобильных шин и др. Все они различны по габаритным размерам и весьма разнообразны по конструкции. Специализация стоечных л ящичных под-Донов будет продолжаться и впредь применительно к нуждам предприятий-отправителей и получателей груза. При этом конфигурация и конструкция стенок и стоек может быть различной, если изготовители будут выдерживать стандартные размеры оснований поддона. Формирование пакетов
Под пакетом понимается укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест в таре (ящиках, мешках, бочках и др.) скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных, разового пользования или многооборотных пакетирующих средств на поддонах или без них, обеспечивающее в процессе транспортирования и хранения:
- возможность механизированной погрузки и разгрузки;
- целостность пакетов;
- максимальное использование грузоподъемности (вместимости) автомобилей.
Средства крепления грузов в пакете должны иметь контрольные знаки грузоотправителя и исключать возможность изъятия отдельных грузовых мест из пакета без нарушения крепления и контрольных значков. Контрольными знаками являются:
- пломбы;
- контрольная лента, скреплённая в замок;
- усадочная пленка.
Пакетирование грузов, как правило, осуществляется грузоотправителем до предъявления их к перевозке. Однако в договоре перевозки эта обязанность по соглашению сторон может быть возложена на другое лицо (автотранспортное предприятие, экспедиторами др.)
На пакете указывается:
- количество грузовых мест в пакете;
- масса пакета брутто и нетто.
Пакеты формируются с учетом требований стандартов (ГОСТ 26663 «Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования», ГОСТ 19041 «Транспортные пакеты и блок-пакеты пилопродукции. Пакетирование, маркировка, транспортирование и хранение»; ГОСТ 21100 «Пакеты транспортные деталей деревянной тары. Размеры, формирование, маркировка, транспортирование и хранение»; ГОСТ 21391 «Средства пакетирования. Термины и определения», др.) Для удобства транспортирования в пакет укладывается однородный груз в одинаковой упаковке или без нее, следующий в адрес одного грузополучателя. Пакетами на поддонах перенпзятся тарные и штучные грузы. На плоских поддонах перевозятся грузы в стандартной таре и упаковке (ящиках, коробках, мешках и т.п.). На стоечных поддонах мелко-штучные, хрупкие грузы с неровными опорными поверхностями. В ящичных поддонах - грузы без упаковки. Некоторые грузы (например, отливки цветных металлов, шины. кипы и др.) могут пакетироваться без применения поддонов. При формировании пакета должны соблюдаться следующие требования:
- вес пакета не должен превышать номинальной грузоподъемности поддона;
- суммарный свес пакета с каждой стороны плоского поддона не долхен превышать 40 мм.
Штучные грузы в пакет на поддон укладывают рядами с расположением, которое определяется размерами груза и поддона. Мешки с мукой или крупой укладывают, как правило, «тройником» с последующей перевязкой рядов (рис. 5.4), реже применяют укладку «пятериком» и «тройником» без перевязки стыков. В ГОСТ 21650 оперены требования к пакетам по прочности, регламентированы массовые и габаритные характеристики последних, даны рекомендации по размещению грузов на плоских поддонах и их скреплению. Размеры пакета в горизонтальной плоскости не должны превышать 840x1240 мм, а высота пакета при двухъярусном размещении не должна превышать 1150 и 1350 мм. Перед формированием пакета муку в тканевых мешках уплотняют, прокатывая их через устройство УПМ-3, затем мешки подают в пакетоформирующую машину и укладывают на поддон в 5...8 рядов. Сформированный пахет сжимают в прессе и скрепляют стяжками. Мешки массой 70 кг укладывают в шесть рядов (масса пакета 1260 кг), а мешки массой 50 кг - в семь и восемь рядов (масса пакета 1050 и 1200 кг). Штучные грузы, подлежащие перевозке в пакетах на плоских поддонах, скрепляют металлическими скрепками, гибкими лентами с угловыми накладками или без них. Предусматривается две группы средств скрепления штучных грузов в пакете: одноразовые и многооборотные. К одноразовым средствам относят обвязку пакета на поддоне, скрепление клейкой лентой скрепление проволокой и металлической лентой, а к многооборотным — полужесткий металлический строп (стальная лента с петлями и проволока), металлические пояса из уголков и гибкой ленты с замками на поддоне, гибкие пакетирующие стропы с петлями, металлические стяжки пакета на поддоне, кассеты.
Рис. 5.4. Варианты укладки мешков в пакеты. а - "тройником" - большие мешки с соотношением длины к ширине 1:2, б - "четвериком" - с внутренней пустой полостью, в - "пятериком - мешки с соотношением длины к ширине 2:3, д - щестериком - размещение маленьких мешков с соотношением длины к ширине 1:2.
На зерноперерабатывающих предприятия для скрепления пакетов из мешков с мукой и крупой наибольшее распространение получили комплекты стропов КСК-900.И КСК-900М, а также скрепляющие комплекты конструкции ВНИИЗ, состоящие из двух поддонов ПП и четырех стяжек, предназначенных для скрепления пакета между двумя поддонами
Таб. Краткая характеристика пакетов из мешков
|