Тракторные прицепы классифицируют по назначению и конструктивным признакам. По назначению тракторные прицепы делятся на универсальные и специализированные (для массовых перевозок однотипных грузов). Универсальные - это прицепы-самосвалы и большинство прнцепов с бортовыми платформами. Применение надставных бортов позволяет использовать их на самых разнообразных транспортных работах при перевозке грузов различной плотности. Специализированные прицепы, предназначенные для перевозки определенных видов груза, необходимы для выполнения многих видов транспортных работ в связи с растущей кооперацией и специализацией производства. Большое распространение получили прицепы-машины для транспортирования и внесения органических и минеральных удобрений, прицепы-кормораздатчики, прицепы-цистерны для перевозки жидких комплексных удобрений. Специализированный подвижной состав (специализированные прицепы) в отличие от транспортных средств униЕсрсальных (общего назначения) выполняет транспортно-производственные процессы с меньшими затратами трудовых, энергетических и материальных ресурсов. Однако специализация приводит к усложнению конструкции, увеличению материалоемкости и стоимости транспортных средств, а также к резкому сокращению номенклатуры выполняемых работ. Организация работ транспортных средств также влияет на конструкцию прицепов. Так, широко используют прицепы-перегрузчикн для доставки удобрений к машинам, их внесения с последующей загрузкой и ряда других работ. Это снижает число погрузочных операций, их трудоемкость. К числу специализированных относятся такжг прицепы для перевозки тракторов, различных сельскохозяйственных машин и скота. По конструктивным признакам тракторные прицепы можно классифицировать на прицепы, полуприцепы, полунавесные прицепы. В прицепах масса прицепа с грузом распределяется на переднюю и заднюю ось (заднюю тележку). В полуприцепах масса полуприцепа с грузом распределяется на гидрокрюк трактора и на заднюю ось (заднюю тележку). В полунавесных прицелах масса прицепа с грузом распределяется на гидрокрюк трактора, на переднюю ось и на заднюю ось (тележку). Прицепы отличаются от полуприцепов тем, что их можно соединить последовательно в транспортные поезда из нескольких звеньев. К тягово-сцепному устройству не предъявляются специ-альные требования. Кузова могут быть длиннее, чем у полуприцепов. Прицепы работают с уборочными машинами, которые технологически связаны с загрузкой прицепов. Полуприцепы, применяемые в сельском хозяйстве, агрегати-руются с трактором через тягово-сцепное (гидрокрюк) или седельное устройство, повышая тем самым его тягово-сцепные качества. Они обладают хорошей маневренностью, особенно при движении задним ходом, просты по конструкции и на 20...30 % легче прицепов. Тракторный агрегат с полуприцепом в тяжелых дорожных условиях имеет большую эксплуатационную надежность, чем трактор с двухосным прицепом. К полуприцепу могут быть присоединены последовательно несколько прицепов. Полунавесные прицепы это практически двух- трехосные прицепы, в которых часть массы прицепа с передней оси передается на гидрокрюк трактора, что повышает его тягово-сцепные качества и увеличивает общую грузоподъемность прицепа. Маневренность полунавесного прицепа такая же как у прицепа. Основной фактор повышения производительности тракторных поездов - увеличение грузоподъемности прицепов и полуприцепов, которая ограничивается допустимыми максимальными нагрулками на ось. Вместе с тем необходимость дополнительной нагрузки ведущих колес трактора привела к созданию полунавесных прицепов. В полунавесных прицепах точка крепления рамы прицепа к передней тележ<е смещена вперед относительно передних колес. Часть массы приходится на тележку и через дышло переносится на трактор, догружая его и тем самым, повышая его тягово-сцепные возможности. Грузоподъемность возрастает более чем на 30 % по сравнению с обычным прицепом. Рама - одна из наиболее нагруженных конструк-ивных сборочных единиц прицепа (в отличие от полуприцепов, которые имеют три точка опоры). Это обусловлено статистическими и динамическими нагрузками, скручивающими усилиями, а также силовыми воздействиями, которые возникают в результате торможения и разгона или при движении по неровностям дороги. Рамы полуприцепов обладают большей жесткостью на кручение. Иногда кузова определенной формы, например кузова-цистерны для жидкостей или сыпучих грузов, выполняют часть функций рамы прицепа и тем самым увеличивают ее же-ткость. Для ускорения разгрузки прицепов устанавливают механические вибраторы, которые встряхивают кузов при р&згрузке. Применяют системы подвески только с линейной или прогрессивной характеристиками: первой обладают одинарные лнетооые рессоры, второй - двойные. При этом упругие свойства подьески в меньшей мере зависят от загрузки прицепа.
Прицепы в отличие от полуприцепов оборудованы поворотным устройством (с поворотным кругом или цапфами) для улучшения маневренности.
Прицепы с поворотным кругом проще в обслуживании, прочнее и надежнее. Их недостатки — малая устойчивость при повороте на 90" и сравнительно большая конструктивная высота. Прицепы с поворотными цапфами применяются в горных условиях, где необходима повышенная устойчивость при работе на склонах. Условное обозначение тракторных прицепов включает:
- первоначальную цифру, обозначающую количество осей прицепа;
- через тире буквы ПТС, обозначающие прицеп тракторный самосвальный или ППТС, обозначающие полуприцеп трак торный самосвальный, или ППНТС, обозначающие прицеп полунавесной тракторный самосвальный;
- через тире одна или две цифры, обозначающие грузоподъемность прицепа в тоннах;
- через тире несколько цифр и возможно буква, обозначающие модель прицепа;
- через тире цифра, обозначающая модификацию прицепа.
Прицепы в основном отличаются размерами надставных бортов и как следствие вместимостью и массой перевозимого груза. Пример условного обозначения полуприцепа для перевозки насыпных и навалочных грузов (разработчик ГСКТБ по большегрузным тракторным прицепам г. Орск, изготовитель Орский завод тракторных прицепов, заводское обозначение полуприцепа ОЗТП -9554) 2-ППТС-10-9554
|