В сельскохозяйственном производстве наибольшее распространение получили колесные тракторы класса тяги 0,6 - 5,0. Они имеют высокие скоростные данные (до 35 км/ч), оснащены пневмо-системой для торможения прицепов и полуприцепов, осветительной аппаратурой и широко применяются на транспортных работах, особенно в тяжелых дорожных условиях, наравне с грузовыми автомобилями. На транспортных работах с колесными тракторами агрегатируются универсальные прицепы, полуприцепы и полунавесные прицепы грузоподъемностью от 2 до 14,5 т. Они предназначены для перевозки насыпных и навалочных сельскохозяйственных грузов (зерновые культуры, корнеплоды), минеральных, органических удобрений, строительных материалов, сена, сенажа, соломы и других. Основные технические характеристики универсальных тракторных прицепов приведены в таблице 4.2.
Полуприцеп 1-ППТС-2.5-95041 предназначен для перевозки различных сельскохозяйственных и сыпучих строительных грузов по дорогам обшей сети и грунтовым, а также в полевых условиях. Имеет платформу с основными и надставными бортами. Разгрузка полуприцепа с основными бортами - трехсторонняя, с надставными бортами - назад. Загрузка полуприцепа может производиться сельскохозяйственными погрузчиками и экскаваторами с ковшами объемом не более 1 м3 с высоты не более 0,75 м от верхней кромки основных бортов.
Полуприцеп одноосный, агрегатируется с колесными тракторами тяговых классов 0.6: 0.9 и 1,4
Полуприцеп состоит из шасси и платформы с бортами. В шасси входят: рама, ось, рабочая и стояночная тормозные системы, система электрооборудования, гидросистема опрокидывающего механизма, опорное устройство, предохранительная стойка.
Платформа состоит из основания, переднего, двух боковых и задних основных и надставных бортов. Основание платформы выполнено в виде опорного каркаса из гнутых профилей с настилом из гофрированного листа. В нижней части платформы находится четыре спорных кронштейна, при помощи которых платформа закрепляется на опорных пальцах рамы полуприцепа. При опрокидывании платформы назад необходимо вынуть запорные рукоятки двух передних опор, а при опрокидывании на сторону - вынуть запорные рукояти со стороны, противоположной свалу. Боковые и задние откидные борга удерживаются в закрытом положении специальными запорами. Для увеличения вместимости платформы с 2,5 мэ до 5 мэ на основные борта навешивают надставные борта. Основные металлические борта закреплены на платформе с помощью пальцев и петель. Для обвязки груза веревками используют увязочные крюки на бортах платформы.
Надставные борта деревянные, решетчатые. С основными бортами соединяются стойками, входящими в карманы основных бортов. Боковые надставные борта крепятся к кронштейнам переднего и заднего бортов кронштейнами, находящимися в верхней части, и фиксируются пальцами и шплинтами. Для перевозки легковесных грузов полуприцеп снабжен съемными надставными бортами. Платформа полуприцепа прямоугольной формы состоит из основания, переднего, заднего и двух боковых основных бортов. Борта могут быть металлические или деревометаллические. Чтобы установить надставные борта, необходимо нарастить задние угловые стойки стойками навески надставных бортов и прочно закрепить болтами. Основание платформы - это два лонжерона, соединенных передней и задней балками и поперечинами. Настил пола выполнен из гофрированного листа. В средней части основания платформы между поперечинами каркаса вварена верхняя опора гидроподъемника. В нижней части находится четыре опорных кронштейна, с помощью которых платформа шарнирно закрепляется на опорных пальцах рамы полуприцепа. На основных бортах установлены уплотнения для устранения зазоров между полом, бортами и угловыми стойками. Для снижения усилий открывания и закрывания боковых бортов используются торсионные "помощники". При открывании борта они, закручиваясь, снижают динамические нагрузки на борт, а при закрывании, раскручиваясь, уменьшают усилия, прикладываемые при подъеме борта.
Прицеп 2-ПТС-4-793А предназначен для бестарной перевозки хлопка-сырца, других сельскохозяйственных грузов малой плотности, сыпучих строительных грузов (за исключением скальных пород и булыжника) по дорогам общей сети и грунтовым, а также в полевых условиях. Имеет платформу с разгрузкой на боковые стороны. Оборудован надставными бортами. Боковые основные борта - откидные, надставные - открываются (закрываются) автоматически при опрокидывании (опускании) платформы. Прицеп 2-ПТС-4-8549 (рис. 4.4) предназначен для перевозки легковесных грузов. Агрегатируется с тракторами класса тяги 1,4, имеющими тягово-сцепное устройство, пневматический привод тормозной системы, электро- и гидровыводы. Прицеп состоит из шасси и платформы с бортами, дополнительно комплектуется сменным кузовом вместимостью 45 м3 и автоматическим перецепом. Сменный кузов прицепа вместимостью 45 м3 выполнен в виде отдельных секций, собранных с помощью болтовых соединений. Он состоит из нижней части, крыши, клапана, механизма открывания клапана, надставки переднего борта. В шасси входят: рама, передняя и задняя подвески, тягово-сцепное устройство, рабочая и стояночная тормозная системы, гидросистема опрэкидываюшего механизма, предохранительная стойка, буксирный прибор и система электрооборудования. Рама сварная выполнена из двух штампованных лонжеронов, связанных поперечинами. В средней ее части вварена нижняя опора гидроподъемника. На поперечинах расположены четыре опорных кронштейна платформы. К лонжеронам рамы приварены четыре кронштейна эуферов (отбойники рессор) и два кронштейна крепления воздушного баллона. На передней поперечине находятся держатель штепсельной вилки, скоба для наматывания электропроводки и кронштейн крепления воздухораспределителя. К задней поперечине монтируется кронштейн буксирного прибора. К поперечинам рамы прикрепляются кронштейны рессор и брызговики с номерным знаком к левому заднему. На лонжероне расположен кронштейн для установки предохранительной стойки.
Передняя и задняя подвески прицепа выполнены из листовых рессор полуэллиптического типа. У каждого листа на нижней поверхности пэ два выступа, а на верхней - по две впадины. При сборке рессор выступы верхних листов заходят во впадины нижних, предотвращая их смещение один относительно другого. На каждой рессоре установлено шесть стяжных хомутов. Тягово-сцепное устройство состоит из дышла шарнира дышла, рулевых тяг, поворотного и стопорного устройств. Автоматический перецеп на ходу отъединяет заполненный прицеп от комбайна и прицепляет к нему порожний зяйственных грузов по дорогам общей сети и грунтовым, а также полевых условиях. В шасси прицепа входят: рама, поворотная тележка, буксирная вилка, задняя подвеска, задняя ось с колесами, пневматическая, стояночная тормозная и гидравлическая системы, гидроцилинд-электрооборудование, предохранительная стойка, брызговики и ин струментальный ящик. Платформа прицепа прямоугольной формы выполнена в дв вариантах: с металлическими и деревянными бортами. Конструк ция платформ предусматривает установку надставных бортов: передних, задних и двух боковых. Надставные деревянные решетчатые борта увеличивают вместимость платформы с 5,2 м до 12,4 м . В нижней части основания монтируются 4 опорных кронштейна, с помощью которых платформа шарнирио закрепляется запорными пальцами на раме прицепа. При опрокидывании платфо мы назад необходимо вынуть запорные пальцы передних опор, при опрокидывании на сторону - два запорных пальца со сторон противоположной опрокидыванию. Прицеп агрегатаруется с тракторами класса тяги 0,9 - 1.4, имеющими тягово-сцепное устройство, пневматический привод тормозной системы, электро- и гидровыводы.
Прицеп 2-ПТС-6-8526 предназначен для перевозки1 различных сельскохозяйственных грузов, в том числе минеральных удобрений и строительных грузов по дорогам общей сети и грунтовым, а также в полевых условиях. Прицеп агрегатируется с колесными тракторами тяговых классов 1,4 и 3,0.
Прицеп состоит из шасси и платформы. Он оборудован пневматическим приводом тормозной системы и выводами для подключения гидро- и электросистем. Для увеличения объема платформы при перевозке легковесных грузов служат съемные надставные; борта. Для защиты от осадков и выдувания при движении грузы прикрывают тентом. В шасси прицепа входят: рама, поворотная тележка, буксирный прибор, оси с колесами и тормозами, система пневматических тормозов, гидросистема механизма опрокидывания, система элей трооборудования, задняя подвеска, механизм устаневки запасного колеса, предохранительная стойка, нижняя опора гидроцилиндра, брызговик, привод стояночного тормоза. Платформа прицепа состоит из основания, переднего, заднего двух боковых бортов. Задний борт подвешен на цепях, что предохраняет торсионный "помощник" от перегрузки и позволяет перевозить длинномерные грузы. Для установки платформы на опорные балки рамы прицепа к основанию приварены четыре опорных кронштейна с запорными штырями. Чтобы вынуть штырь, необходимо предварительно выдвинуть его внутрь до отказа и повернуть. По сравнению с безрессорным прицепом позволяет повысить производительность в час эксплуатационного времени на 3,6 - 35,2, снизить затраты труда на 1 ткм на 3,8 - 33,4 %. Наличие рессорной подвески обеспечивает надежность прицепа и сохранность перевозимых грузов на повышенных скоростях. Полуприцеп 2-ППТС-10-771Б двухосный (одна тележка 6л лансирного типа) оборудован тягово-сцепным устройством дл подсоединения прицепа, рабочей и стояночной тормозными систС мами, гидравлическим опрокидывающим устройством, двумя платформами, системой электрооборудования, а также гидропневмоэлектровыводами. Основная часть вертикальной нагрузки прицепа передается на опорную поверхность через колеса, а часть нагрузки - на трактор через тягово-сцепное устройство. Для перевозки грузов с небольшой объемной массой полуприцеп снабжен двумя комплектами надставных бортов. Он может быть дополнительно оборудован кониками для перевозки длинномерных грузов и брезентовым тентом для защиты перевозимы» грузов от атмосферных осадков. Платформы полуприцепа взаимозаменяемы. Они снабжены двумя комплекгами надставных бортов, а также передними, задними и боковыми. На каждой платформе установлены два механизма для закрывания правого и левого бортов. Для облегчения открывания и закрывания боковых металлических бортов служит уравновешивающий механизм. Полуприцеп 2-ППТС-10-9554 (ОЗТП-9554) предназначен для перевозки насыпных и навалочных сельскохозяйственных грузов по дорогам, допускающим эксплуатацию на них колесных тракторов тяговых классов 3 и 5, а чакже в полевых условиях. Представляет собой тракторный полуприцеп двухосный с одной балансирной тележкой полуприцеп с двумя платформами, оборудованный гидравлическим опрокидывающим устройством для последовательной разгрузки платформ на боковые стороны, рабочей и стояночной тормозными системами, системой электрооборудования, а также гидропневмоэлектровыводами и тягово-сцепным устройством для подсоединения полуприцепа к трактору. Две платформы с металлическими жестко закрепленными передними, задними боргами и открывающимися на нижних шарнирах боковыми бортами взаимозаменяемыми. Для транспортировки легковесных фузов каждая платформа снабжена комплектом нижних и верхних надставных бортов. Разгрузка платформ осуществляется автоматически. Агрегатируется с тракторами типов Т-1 SOK", T-1S1K, К-701 и К-701М, а также в составе тракторного поезда с прицепом ОЗТП-8572 и трактором типа К-701 и К-701М. В полуприцеп входят: подвеска, платформа, рычажный механизм стоматического открывания и закрывания бортов. Подвеска балансирного типа состоит из двух продольноэллиптических рессор, кронштейнов, башмаков балансы кронштейнов балансира, реактивных штанг и стяжки. Платформа с механизмом автоматического открывания борт крепится на раме и фиксируется скобками шарниров опрокидыва ння. В нее входит основание с приваренными к нему передним задним бортами и два опрокидывающихся на нижних шарнирах б ковых борта. Передний и задний надставные борта входят стойкал в окна верхнего пояса основного борта и крепятся фиксаторами. Боковые навешиваются на верхние шарниры переднего и надставных бортов, а внизу прижимаются верхним поясом осных бортов. Чтобы исключить потери груза между основными борта основанием платформы, устанавливают резиновые уплотнит Для предотвращения попадания груза между платформами на ставных или основных бортах монтируют болтами защитные зырьки. На платформе предусмотрен тент, который натягивают помощью обвязочных крюков. Прицеп З-ПТС-12-8572 трехосный состоит из шасси шарнирно установленных на нем двух одинаковых по конструкции кузовов. Для механизированной разгрузки насыпных и навалочных грузов кузова поочередно опрокидываются на одну из боковых сторон с помощью гидравлического опрокидывающего устройства. Задняя подвеска балансирного типа на двух продольных полуэллиптических рессорах. Прицеп З-ПТС-13-8572 (ОЗТП-8572) предназначен для перевозки насыпных и навалочных сельскохозяйственных грузов по дорогам, допускающим эксплуатацию на них колесных тракторов тяговых классов 3 и 5, а также в полевых условиях. Основными тягачами прицепа являются колесные тракторы типов Т-150К, Т-151К, K-701 и К-701М. Может агрегатироваться в составе тракторного поезда, состоящего из трактора типа К-701, полуприцепа ММЗ-771Б (ОЗТП-"554) или полунавесного прицепа ОЗТП-8573. Представляет собой трехосный с задней балансирной тележкой тракторный самосвальный прицеп с двумя платформами, оборудованный гидравлическим опрокидывающим устройством для Разгрузки на боковые стороны. Платформы снабжены надставными ортами. Полунавесной прицеп З-ППНТС-14,5-8573 (ОЗГП-8573) п| назначен для перевозки насыпных и навалочных сельскохозяйственных грузов по дорогам общей сети, допускающим эксплуатацию колесных тракторов классов 3 - 5, а также в полевых условиях. Основными тягачами полунавесного прицепа являются колесные тракторы типов Т-150К, Т-151К, К-701 и К-701М. Может агре-гатироваться в составе тракторного поезда, состоящею из тракторе типа К-701, полунавесиого прицепа ОЗТП-8573 и прицепа типа ТЗТП-8572.
Прицеп полунавесной, тракторный, самосвальный состоит из двух платформ, установленных на шасси, оборудованном гидравлическим опрокидывающим устройством. При разгрузке платформ поочередно опрокидываются на одну из боковых сторон. Управление разгрузкой прицепа осуществляется дистанционно из кабины трактора, открытие и закрытие бортов платформ - автоматическое. Основное отличие трехосного полунавесного прицепа ОЗТП-8573 от прицепов ММЗ-768Б и других заключается В том, что ось поворотной тележки смещена вперед относительно оси передних колес на 830 мм, вследствие чего нагрузка, приходящаяся на поворотный круг, распределяется на две опоры, т.е. на ось передних колес и сцепную петлю дышла, что обеспечивает догрузку задней оси трактора. Чтобы застопорить тележку, необходимо, маневрируя трактором, установить ее в положение, соответствующее прямолинейному движению полуприцепа. При этом стопор должен находиться над отверстием в гнезде. Затем повернуть рукоятку эксцентрика на 180 , чтобы стопор вошел в гнездо. По сравнению с полуприцепом 2-ППТС-10 позволяет повысить грузоподъемность на 5,5 т, производительность тракторного поезда - на 11,6...27,3 %, в одиночном варианте - на 41,4...59 %, снизить удельный расход топлива на единицу выполненной работы на 21,5 %, удельную материалоемкость - на 10 %, улучшить условия труда механизатора и сократить время разгрузки.
|