JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Автобусные поезда (прицепной и седельный). Автобусы с пассажирскими прицепами имеют малое распространение по соображениям безопасности движения. Применение их может быть оправдано лишь в отдельных частных случаях. Возможно все же применение автобусов с прицепом туристического назначения или применение малого прицепа для багажа, например к автобусам, обслуживающим аэропорты. Ограничением их применения служила трудность устранения виляния прицепов и толчков, что создает неприятные ощущения у пассажиров. В качестве автобусных прицепов применяются главным образом такие, которые имеют поворотные устройства автомобильного типа, беззазорное сцепное устройство, а также эффективно действующую тормозную систему. Главным преимуществом применения автобусных прицепов является возможность резкого увеличения провозной способности существующего автобусного парка в часы или дни «пик», тогда как в остальное время можно использовать автобусы без прицепов. Автобусные полуприцепы имеют распространение для междугородных и пригородных сообщений. При междугородных сообщениях полуприцеп проходит всю линию сквозным рейсом, тогда как тягачи могут меняться на отдельных участках. Для пригородных сообщений автобусные полуприцепы большой емкости применяются только в часы пик, тогда как тягачи могут быть использованы в другое время с грузовыми полуприцепами, Автобусные полуприцепы применяются во многих аэропортах в Российской Федерации и за рубежом. Все автобусы должны отвечать общим требованиям к АТС (раздел 3.2.) и дополнительным требованиям, обеспечивающим необходимые эксплуатационные качества. Ввиду некоторых особенностей в условиях перевозок пассажиров автобусами различного назначения, требования, предъявляемые к ним. должны быть дифференцированы. Требования к размерности и прочности кузова и несущих деталей (рамы, подвесок, мостов, колес и шин) выделяют вместимость. Требования к двигателю, передаточным отношением в трансмиссии радиусом качения и сопротивлению колес, тормозным механизмом и аэродинамическим характеристикам автобуса определяют скорость движения (скоростиость). Требования к устройству в салоне дверей подножек, накопительных площадок, проходов, устройству и размещению сидений определяют удобство использования. Требования к запасу тяги на низких передачах, сцепному фактору, дорожным просветом, рисунку протектора и удельному давлению шин определяют проходимость. Требования к безопасности действия механизмов, деталей и шин определяют надежность. Требования к износостойкости деталей, обеспечивающие большие запасы хода между техническим обслуживанием и ремонтом определяют долговечность. Требования приспособленности конструкции к минимальным затратам времени на техническое обслуживание и ремонт определяют простоту технического обслуживания и ремонта-Кузова автобусов могут быть вагонного типа рамные или безрамные (несушей) конструкции, а также копотного типа, смонтированные на шасси базового грузового автомобиля (рамные). Кузова вагонного типа несущей конструкции, обеспечивают наилучшее использование площади кузова и получение более низких показателей массы, чем у автобусов рамной конструкции. Автобусы капотного типа обычно составляют пассажирские АТС местного сообщения, имея лучшую проходимость при движении по грунтовым дорогам и в полевых условиях. Кузов должен обеспечивать наибольшую вместимость пассажирского салона ГОСТ 18716-73 «Габаритные длины», по которым для автобусов установлены предельные габаритные размеры: длина 1 S,0, ширина 2,5, высота 3,8 м. Вместимость автобусов связана с габаритными размерами и определяется тремя факторами: величиной полезной площади пола кузова, нормой площади для одного пассажира и характером планировки мест для' сидения в салоне автобуса. Для городских, вместимость принимается по сумме мест для сидения и стояния. /Для прочих автобусов она равна числу мест для сидения. Норма площади пола кузова принимается в соответствии с ГОСТ 10022-75 «Автобусы и троллейбусы городские. Пассажирское помещение?). Номинальная норма полезной площади, приходящейся на одного пассажира, должна быть не менее: 0,315 м2 - для сидячего пассажира и 0,2 м — для стоячего пассажира, а в часы пик снижается до 0,125 м2 (8 чел. на 1 м2). Планировка салона автобуса зависит от количества мест для сидения пассажиров. Четырёхрядное расположение сидений выполняется, когда количество мест для сидения составляет 50...60% общей вместимости автобуса. Такая планировка салона позволяет предоставить пассажирам больше мест для сидения и является ра-циональной для междугородных, туристских, экскурсионных, международных и частично, автобусов общего назначения. Двухместные поперечные сиденья, устанавливаемые у противоположных бортов, должны быть сдвинуты относительно друг друга. Для городских автобусов более рационально трехрядное комбинированное расположение сидений, обеспечивающее большую вместимость автобусов в часы пик. При трехрядной комбинированной планировке сидений с правой стороны в салоне устанавливают двухместные, а с левой стороны одноместные сиденья, которые вместе составляют 20...25% общей вместимости автобусов. При этом остается достаточно большая свободная площадь для накопительных площадок. Смешанная планировка получается при расположении сидений на одной части длины кузова в три ряда, а на другой в четыре ряда. При этом места для сидения составляют 30...40% от общей вместимости автобуса. Планировка салона автобусов общего назначения и местного сообщения выполняется с учетом получения наибольшего числа мест для сидения с сохранением возможности выхода без помех для остальных пассажиров и перевозки небольшого багажа. Планировка салона, расположение сидений и их размеры должны обеспечивать максимальные удобства пассажирам. Устройство сидений может быть различное, однако все они должны отвечать основному требованию - обеспечивать наиболее удобное положение тела пассажира, а также обладать, мягкостью, устраняющей влияние колебания кузова на пассажира- В городских автобусах допускается установка полужестких сидений. Большое значение для удобства и сокращения времени посадки и высадки пассажиров имеет количество дверей и их расположение в кузове автобуса. Приспособленность автобуса к быстрой посадке и высадке пассажиров определяется шириной и высотой Дверных проемов Удобством расположения поручней, высотой подножки, количеством ступенек и их освещенностью, наличием накопительных лошадок и удобством размещения касс и компостеров в салоне. Большинство кузовов автобусов оборудуется запасными выходи, которыми могут служить специальные запасные двери, окна люки, предназначенные для использования в качестве выходов. оличество аварийных выходов зависит от вместимости автобуса: одна дверь на 30 пассажиров и одно аварийное окно или люк на 20 пассажиров. Высота окон городских автобусов должна обеспечивать хорошую обзорность как для сидящих, так и стоящих пассажиров. Стекла аварийных окон должны легко выдавливаться наружу или разбиваться специальным молотком, закрепленным в держателе на внутренней стенке кузова автобуса. Если доступ к аварийной двери преграждает сиденье, оно оборудуется специальным приспособлением для легкого смещения. Автобусы местного сообщения и пригородные оборудуются рабочим местом кондуктора, которое должно быть отделено от двери стеклянной перегородкой, а от пассажиров - поручнем. Система отопления салона автобуса должна обеспечивать зимой при температуре наружного воздуха до -25 °С температуру в салонах междугородных и туристских автобусов не ниже 15 °С, для всех других автобусов 10 °С. При более низкой температуре наружного воздуха допускается снижение контрольной температуры в салоне на 5 °С. Все автобусы должны иметь принудительную или естественную систему вентиляции. Принудительная вентиляция должна обеспечить подачу свежего воздуха из расчета не менее 30 м /ч на одного пассажира в междугородных и туристских автобусах и не менее 7 м /ч в остальных типах автобусов. Естественная вентиляция должна обеспечивать приток свежего воздуха с перепадом температур не более 3 °С при температуре наружного воздуха 28 °С и не более 6 °С при температуре -40 °С. Подвижность воздуха в салоне не должна превышать 4 м/с. Освещенность салонов автобусов на уровне 1 м от пола должна быть не менее 60 люкс при лампах накаливания и 100-150 люкс при люминесцентном освещении. Подножки и ступени, а также участок дороги у дверей на расстоянии 1 м должны иметь освещенность в пределах 10 люкс. Обеспечение безопасности движения автобусов выдвигает дополнительные требования, предусматривающие:
- применение переднего стекла типа «триплекс» и других стекол в салоне, не дающих ранящих осколков при разбивании;
- устройство в кузовах приспособлений для экстренного открывания основных дверей пассажирами;
- устройство запасных аварийных выходов;
- оснащение автобусов противоугонным устройством, огнетушителями и аптечками первой помощи;
- наличие аварийного выключателя двигателя и выключателя подачи топлива из бака;
- оборудование автобусов основным рабочим (ножным) тормозом, стояночным (ручным) и тормозом-замедлителем, который обязательно устанавливается на aRrofiycax с габаритной длиной 9,5 м и более, а также на автобусах длиной 7,5 и 8,5 м, эксплуатируемых в горной местности.
Максимальная скорость автобусов с номинальной нагрузкой должна быть не ниже: Скорость, км/ч Городские автобусы.......................................................... 70 Автобусы местного сообщения: при габаритной длине 6-6,5 м........................................ 85 при габаритной длине 7-7,5 м........................................ ....... 90 Междугородные и туристские автобусы................................. 100 Экскурснонньс автобусы..................................................... 90 Время разгона с места до скорости 60 км/ч должно быть не более 50 для сочлененных и 35...37 с для всех остальных автобусов.
Тяговые качества автобусов должны обеспечивать возможность преодолевать подъем на сухой дороге с полной нагрузкой не менее: Сочлененные автобусы.................................................... 12 % Вое остальные автобусы..................................................... 20% Динамические качества городских автобусов должны обеспечивать высокую интенсивность разгона, что позволит организовать движение с более высокой средней технической скоростью и сократить время рейса.
Запас хода автобусов по топливу в баке не должен быть менее: Для междугородных и туристических автобусов..................... 600 км Для всех прочих автобусов............................................... 500 км
Допускается на междугородных и туристских автобусах устанавливать вне пассажирского помещения дополнительные баки. Маневренность автобусов оценивается радиусом поворота, который не должгн превышать 12 м, и шириной коридора, образуемого при повороте, не более 6,7 м.
Проходимость автобусов зависит от величины дорожного просвета переднего и заднего углов свеса. Поэтому для всех автобусов в зависимости от их назначения установлена минимальная величина дорожного просвета: для большинства междугородных и туристских, местного сообщения и автобусов общего назначения - 270 мм, а для городских и экскурсионных - 240 мм. Для большинства автобусов установлены минимальные углы свеса в градусах, передний - 12° и задний - 9°. Исключение составляют автобусы местного сообщения и общего назначения, для которых угол переднего свеса составляет 40°, а заднего - 24°. Ремонтопригодность, характеризуется удельной трудоемкостью ТО и ТР автобусов в днях на 1000 км пробега. Показатели трудоемкости и периодичности ТО и Р должны соответствовать требованиям ГОСТ 20334-74. Долговечность автобусов оценивается величиной их пробега (наработки) до капитального ремонта и списания. Долговечность автобусов, в первую очередь, определяется долговечностью кузова. Современные автобусы должны иметь высокую долговечность: срок службы двигателя и других основных агрегатов должен быть не ниже 200 тыс. км пробега, а срок службы кузова малых и средних автобусов - 450 тыс. км (6 лет), больших и особо больших — 600 тыс. км (7...8 лет). Показатель массы является относительным оценочным показателем совершенства конструкции автобусов по материало- и металлоемкости и определяется отношением собственной массы автобуса в снаряженном состоянии GA к массе полезной нагрузки или общей вместимости автобуса G
Величина показателя у для городских и пригородных автобусов должна составлять не более 90...95 кг/чел, для остальных автобусов - не более 200 кг/чел. Снижение массы автобусов положительно сказывается на их стоимости, расходе топлива и износе шин. Автобус УАЗ-2206 4х4.1 все особо малого класса сельского (местного) сообщения, выпускался Ульяновским автомобильным заводом. Автобус повышенной проходимости, кузов - рамный, цельномета/лический, вагонного типа, 4-дверный (две двери в переднем отделении, одна боковая для входа в салон н одна сзади). Расположение двигателя - переднее. Сиденье водителя - нерегулируемое. Система отопления - воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Отличается от ранее выпускавшегося аналога УАЗ-452В мощностью двигателя, передаточными числами коробки передач, приводом тормозов. Модификации: УАЗ-220606 и УАЗ-220607 - экспортные для стран с соответственно умеренным и тропическим климатом; УАЗ-3962 - медицинский. Автобус КАвЗ-3976 4Х2.2 задние малого клаесг общего назначения, выпускался Курганским автобусным заводом. Автобус рамной конструкции, на шасси мод. ГАЗ-33074, кузов цельнометаллический, капотный, 3-дверный (одна дверь для водителя, одна для пассажиров и одна запасная сзади), расположение двигателя - переднее. Сиденье водителя регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки. Система отопления - воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Ранее выпускались автобусы КАвЗ-685 (1971... 1984 гг.) и КАвЗ-3270 на шасси соответственно ГАЗ-53А и ГАЗ-53-11 и отличались внешней формой и интерьером. Модификация - КАвЗ-397601 -северный, предназначен длл работы при температуре окружающего воздуха от -60 до +40°С, отличается наличием теплоизоляции кузова, изолированной кабиной водителя, двойным остеклением, дополнительным отоплением н подогревателем. Автобусы ПАЗ-3205 4x2.2 задние и ПАЗ-3206 4x4.2 задние. Автобусы малого класса сельского (местного) сообщения ПАЗ-3205 и ПАЗ-3206 зыпускались Павловским автобусным заводом. Кузова ~ вагонного типа, несущей конструкции, 3-дверные (одна дверь для водителя, одна - для пассажиров и одна аварийная). Планировка сидений 4-рядная. Агрегаты - соответственно автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-66-11. Расположение двигателя - переднее. Сиденье водителя регулируется по длине, наклону подушки н массе. Систе-ма отопления -воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Модификация - ПАЗ-32051 с двумя пассажирскими дверями, числом мест для сидения 24, общим числом мест 35. Автобус ЛАЗ-695Н 4х2.2 задние. Автобус общего назначения среднего класса, выпускался Львовским автобусным заводом. Кузов - вагонного типа, с несущим основанием, 3-дверный (две 4-створчатых двери для пассажиров и одна одностворчатая навесная дверь для водителя). Планировка сидений 4-рядная. Расположение двигателя - заднее. Сиденье водителя - подрессорен и ое, регулируется по высоте, длине и наклону спинки. Система отопления - воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Ранее выпускался автобус ЛАЗ-695М. Модификации: ЛАЗ-695НЭ и ЛАЗ-695НТ - автобусы для экспорта в страны соответственно с умеренным и тропическим (сухим и влажным) климатом, ЛАЗ-695НГ - автобус, двигатель которого работает на сжатом природном газе или бензине. Автобус ЛАЗ-42021 4*2.2 задние. Пригородный азтобус среднего класса, выпускался Львовским автобусным заводом. Кузов -вагонного типа, с несущим основанием, 2-дверный (две 4-створчатых пассажирских двери, передняя часть передней двери используется для входа водителя в кабину). Планировка 4 -рядная. Расположение двигателя - заднее. Сиденье водителя - подрессоренное, регулируется по массе, высоте и длине. Система отопления - жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого отопителя мод. 14.8106. Ранее выпускался городской автобус ЛАЗ-4202 (1978-1984 гг.), отличавшийся вместимостью, планировкой салона, наличием гидромеханической передачи. Междугородный автобус ЛАЗ-4207 4х2.2 задние среднего класса, выпускался Львовским автобусным заводом. Кузов - вагонного типа, с несущим основанием, 2-дверныЙ (двери - одностворчатые выдвижного типа). Планировка сидений 4-рядная. Сиденья самолетного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником. Расположение дзигателя - заднее. Сиденье водителя - подрессоренное, регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки. Система отопления - жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого, отопителя мод. 14.8106. Модификации:
- автобус, оборудованный гардеробом, число мест для сидения 36;
- автобус улучшенной комфортабельности с числом мест для сидеиия 41
Городской автобус ЛиАЗ-5256 4х2.2 задние большого класса, «ыпускался Ликинским автобусным заводом. Кузов - вагонного типа, несущий, 3-дверный (для пассажиров две 2-створчатых двери и задняя половина передней двери; для водителя - передняя половина передней двери). Все двери поворотного типа. Планировка сидений 3-рядная. Расположение двигателя - заднее. Сиденье водителя регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки. Система отопления - жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого отопителя мод. 14.8106. Специальный автобус для перевозки вахтовых бригад НЗАС-3964 4*4.1 все выпускался Нефтекамским заводом автосамосвалов на шасси автомобиля ГАЗ-66-11. Предназначен для эксплуатации в условиях холодного климата. Кузов - цельнометаллический, с термоизоляцией, однодверный, остекление - двойное, сидения - полумягкие. Вентиляция - комбинированная: естественная - через окна и люки крыши, принудительная - через передний отопитель салона. Отопление - комбинированное: жидкостное - от системы охлаждения двигателя. В кабине установлены: щиток управления освещением, вентиляцией и отоплением кузова, автомобильный радиоприемник, переговорное устройство между кузовом и кабиной. Для обеспечения питанием дополнительного оборудования установлена аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМС Модификация - НЗАС-39641, отличается одинарным остекле-чением и отсутствием автономного подогревателя-отопителя, дополнительной аккумуляторной батареи, утепленного пола. Специальный автобус для перевозки вахтовых бригад НЗАС-4951 6x6.1 все впускался Нефтекамским заводом автосамосвалов на шасси автомобиля Урал-4320-OL Кузов - каркасно - металлический, с термоизоляцией, однодверный, остекление - двойное, сидс-нья - полумягкие. Вентиляция - комбинированная: естественная -через форточки и люки крыши; принудительная - через передний отопитель сатона и отолительно-вентиляционную установку, работающие в режиме вентиляция. Отопление - комбинированное; жидкостное - с использованием тепла системы охлаждения двигателя; независимое - от отопительно-вснтиляционной установки ОВУ-65. В кабине дополнительно установлены: щиток управления освещением, вентиляцией и отоплением кузова, автомобильный радиоприемник, переговорное устройство между кузовом и кабиной. Модификация - НЗАС-495101-01 в северном исполнении, изготовленная на шасси Урал-4320-01 северной комплектации. Специальный автобус для перевозки вахтовых бригад НЗАС-4208 6x6.1 все выпускался Нефтекамским заводом автосамосвалов на шасси автомобиля КамАЗ-43101. Кузов - металлический, с термоизоляцией, однодверный, остекление - двойное, сиденья - полумягкие. Вентиляция - комбинированная: естественная - через окна и люки крышн, принудительная - при помощи отопителыю-вентиляционыоР установки, работающей в режиме Еентиляции. Отопление состоит из трех систем. Основная - автономная от жидкостного подогревателя 14.8106 типа Webasto. Резервная - воздушная от отопитегьно-вентиляционной установки. Аварийная - жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Кабина дополнительно оборудована приборами управления освещением, вентиляцией' и отоплением кузова, автомобильным радиоприемником, двумя транспортными переговорными устройствами между кузовом н кабиной. Модификация - НЗАС-420801, северное исполнение, изготавливается на шасси автомобиля КамАЗ-43101 северной комплектации.
|