JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
К основным видам жесткой тары относятся: ящики (деревянные, из ДВП, фанерные, полиэтиленовые, из гофрированного картона); обрешетки из реек; барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные); бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные); фляги и бидоны; тара стеклянная; контейнеры; средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).
Ящики в зависимости от конструкции и массы затариваемых грузов бывают дощатые неразборные, предназначенные для упаковки, хранения и перевозки грузов массой до 500 Н (ГОСТ 2991); фанерные неразборные, обеспечивающие упаковку, хранение и транспортирование грузов массой до 100 Н (ГОСТ 10198). Применяются также разборные ящики многооборотные для обуви и трикотажных изделий (ГОСТ 6215), ящики фанерные многооборотные (ГОСТ 9395), ящики деревянные для грузов массой свыше 500 до 20 000 Н (ГОСТ 10198), ящики из гофрированного картона для консервов, поставляемых на экспорт (ГОСТ 1079), ящики полимерные, многооборотные для продовольственных товаров (ГОСТ 17358).
Бочки в зависимости от назначения и материала изготовления бывают деревянные заливные различной емкости для хранения и перевозки соленых овощей, грибов, варенья и джема (ГОСТ 8777); деревянные для пива из дубовой клепки емкостью 50, 100 и 150 л (ГОСТ 4972); фанерные штампованные для транспортирования и хранения, сгущенных или сухих молочных продуктоь, сливочного масла, маргарина, яичного порошка и желатина (ГОСТ 5958) (эти бочки могут использоваться и для любой другой продукции, если они обеспечивают сохранность и качество продукции при погрузочно-разгрузочных работах, перевозке и хранении, а также, если их применение не противоречит требованиям, предъявляемым к упаковке, обусловленным в стандартах или технических условиях на продукцию); металлические сварные и закатные (ГОСТ 6247) для хранения и транспортирования нефтяных и других жидких продуктов, не действующих активно на сталь и цинк.
Бидоны — это металлические фляги для молока и молочных продуктов (ГОСТ 5037). Полужесткая тара имеет определенную форму, не деформируется под влиянием внешних и внутренних нагрузок. К этому тину относятся плетеная тара (корзины), кипы прессованные с деревянными щитками. Мягкая тара имеет свойство после заполнения грузом приобретать егс форму и применяется для перевозки зерна и зернобобовых, муки, тканей, хлопка и других товаров. Для перевозки сыпучих продуктов применяются также мягкие специализированные контейнеры (ГОСТ 21045). При перевозке некоторых грузов применяется специализированная тара, а также двойная так называемая супертара. Например, консервы в жестяных банках дополнительно затариваются в ящики. Большое значение при перевозке тарно-упакэванных грузов имеет правильное размещение грузовых мест в кузове АТС для более полного использования грузоподъемности подвижного состава.
Контейнер — это тара, предназначенная для многократного использования и приспособленная для механизированной погрузки-разгрузки и кратковременного хранения груза объемом более 1 м3. Контейнеры обеспечивают выполнение функций: укрупнения грузовых единиц;
- съемного специализированного кузова;
- транспортной тары;
- временной складской емкости.
Используются различного типа контейнеры: от сеточных для торговли до крупногабаритных международного стандарта. Контейнеры классифицируются на универсальные и специализированные. Универсальные (контейнеры, предназначенные £ля перевозка и хранения широкой номенклатуры штучных грузов в потребительской таре, без нее или в облегченной упаковке). К универсальным контейнерам, составляющим наибольшую группу, относятся контейнеры, предназначенные для перевозки большой номенклатуры тарно-штучных грузов и в первую очередь разнообразных товаров народного потребления. К таким грузам относятся: обувь, ткани, трикотажные и галантерейные изделия, парфюмерия и медикаменты, кондитерские и табачные изделия, продукция полиграфической промышленности, инструменты, запасные части и пр. Поскольку большинство товаров народного потребления являются ценными, основным требованием к конструкции универсальных контейнеров является обеспечение полной сохранности всех перевозимых в них грузов. Запрещается перевозка в универсальных автомобильных контейнерах сыпучих грузов без тары, едких и ядовитых веществ, а также зловонных и загрязняющих стены и пол контейнера грузов. Универсальные контейнеры, перевозимые на подвижном составе всех основных видов магистрального, промышленного и внутрнпортового транспорта, подразделяются в зависимости от массы бругго и конструкции подъемных устройств на три типа:
- крупнотоннажные массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами;
- среднетоннажные массой брутто от 3 до 10 т с рымами;
- малотоннажные массой брутто менее 3 т с рымами и на колесах.
- открытые контейнеры
Крупнотоннажные контейнеры массой брутто 10; 16; 24; 25, и 30, 48 т предназначаются для бесперегрузочной доставки грЯоВ преимущественно малотоннажными отправками, а среднетоннажные - мелкими отправками. Контейнеры первого типа (24 т и более) широко используются на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте. Малотоннажные контейнеры предназначены в основном для автомобильного транспорта при перевозке мелких отправок грузов. Сфера применения контейнеров зависит от имеющихся на них приспособлений для перегрузки.
Универсальные контейнеры широкого обращения оборудуются рымами, пазами и фитингами, обеспечивающими их перегрузку кранами с ручными и автоматическими захватами и вилочными погрузчиками. Универсальные контейнеры ограниченного обращения могут быть оборудованы всеми устройствами для перегрузки указанными машинами либо одними из них (например, рымами).
Универсальные контейнеры широкого обращения всех типоразмеров перевозятся на открытом подвижном составе железнодорожного и автомобильного транспорта.
Малотоннажные контейнеры с колесами малого диаметра, имеющие ограниченное применение, перевозятся в крытых вагонах и на открытых автомобилях. В ранее такие контейнеры применялись для перевозок мелких отправок грузов массой до 1..Л.1 т. В настоящее время для этой же цели создаются новые малотоннажные контейнеры с устройствами для перегрузки на собственном ходу и с помощью вилочных погрузчиков и других грузоподъемных машин. Типы, основные параметры и размеры универсальных контейнеров определены ГОСТ 18477, который в части, касающейся крупнотоннажных и среднетоннажных контейнеров, согласуется с международным стандартом ИСО 668. В универсальные контейнеры подразделяются по параметрам и конструкции на унифицированные и неунифицированные. Унифицированные контейнеры могут применяться на всех видах транспорта в прямом, смешанном и международном сообщениях. К ним относятся принятые для массового производства крупнотоннажные и среднетоннажные контейнеры.
Универсальные крупнотоннажные унифицированные контейнеры типоразмеров 1AA, 1А, 1АХ, 1СС, 1С и 1СХ, 1Д и 1ДХ приняты в качестве основных для КТС (контейнерной транспортной системы), действующей в СНГ и в других странах мира. Среди них онтейнеры ЗСС рассчитаны на более широкое применение во "Утреннем и международном сообщениях. Крупнотоннажные контейнеры массой брутто 10 т (1Д) и 25 т (IBB, IB) в СНГ, как правило, не применяются. В то же время строящиеся платформы, в числе и специализированные для железных дорог РФ, приспособлены для перевозки иностранных транзитных и поступающих по выгрузку с импортными грузами контейнеров этих типоразмеров. Универсальные малотоннажные контейнеры массой брутто 1,25 т (АУК-1,25) и 0,625т (АУК-0,625) являются контейнерами ограниченного обращения, так как могут перевозиться только автомобильным транспортом. По этой причине к унифициров средствам перевозки не относятся. Типоразмеры унифицированных универсальных крупнотоннажных контейнеров выбраны с учетом возможности доставки в них грузов в прямом и смешанном сообщениях, в том числе и в межконтинентальном сообщении (на судах-контейнеровозах и специатизированном подвижном составе других видов транспорта). Основные параметры и размеры универсальных контейнеров приведены в табл. 5.9. Для универсальных контейнеров всех типоразмеров пр как наиболее приемлемая форма прямоугольного параллелепипеда. Основными параметрами контейнеров наряду с номинальной и максимальной массой брутто и объемом являются также площадь пола и коэффициент тары.
При проектировании контейнеров необходимо без ущерба для прочности и жесткости их конструкции и без нарушения установленных габаритных размеров добиваться по возможности большего внутреннего объема при наименьшем коэффициенте тары. Важным показателем контейнеров являются размеры их ного проема в свету.
От этого зависит степень универсальности контейнера, возможность использования погрузчиков и других машин для его загрузки и разгрузки, удобство выполнения грузовых операций в целом. Минимально допустимые внутренние размеры дверных проемов для контейнеров всех приведенных типоразмеров: 1АА, IBB, ICC и 1ДД - 2330x2350 мм; 1А, 1В, 1С и 1Д - 2330x2197 мм; УУК-5 1950x2100 мм; УУКП-5 и УУКП-5(6) -1950x2280 мм; УУК-3 и УУК-3(5) - 1225x2090 мм; УУКП-3(5) 1225x2300 мм; УУК-5У - 1216x2090 мм. У контейнеров АУК-1,25, АУК-0,625, УМКК-1,25 и УМК-1,25 двери расположены на боковой стороне, у остальных - на торцовой, имеющей меньшую длину.
Таб. 5.9 Типоразмерный ряд крупно- и среднетоннажных закрытых и открытых универсальных контейнеров
Присоединительные размеры на рымные узлы среднетоннажных контейнеров, на пазы для вилочных захватов средне- и крупнотоннажных контейнеров, на подхватные устройства для кранов с клещевыми захватами и на пазы-туннелики для крупнотоннажных контейнеров 1АА, 1А, 1АХ установлены ГОСТ 18477-79 (СТ СЭВ 772-77). Это обеспечивает возможность использования контейнеров на всех видах транспорта РФ и зарубежных стран (между которыми они применяются) с вытекающими отсюда преимуществами для эксплуатации, строительства и экспорта контейнеров. Технические условия соответственно на рымные узлы средне-тоннажных и угловые фитинги крупнотоннажных контейнеров усыновлены ГОСТ 18579-79 и 20527-82 (СТ СЭВ 3343-81). Размеры рымных узлов и их размещение на малотоннажных контейнерах АУК-1,25 и АУК-0,625 даны в ГОСТ 22225-76. Расположение рымиых узлов, расстояние между центрами их продольных и поперечных осей на верхней раме средне-тоннажных контейнеров установлены в ГОСТ 18477-79 (СТ СЭВ 772-77). При этом надо иметь в виду, что для 5-тонных среднстоннаж-ных контейнеров допускается, кроме того, оборудование их нижними угловыми фитингами упрошенной плоской конструкции. Левые фитинги являются зеркальным отражением правых. Технический прогресс в производстве универсальных контейнеров предусматривает изменение конструкции применительно к условиям их изготовления на заводах-автоматах, использование в контейнеростроении высокопрочных сталей и полимерных материалов, специальной многослойной фанеры, пропитанной смолами с защитными покрытиями против действия атмосферных осадков, дальнейшее совершенствование параметров контейнеров. В настоящее время постепенно внедряются наряду с применением контейнеров первого поколения контейнеры второго и третьего поколений. При этом переход на контейнеры вторсго и третьего поколения начался ориентировочно с 1993 г. Основные технические и технико-экономические показатели перспективных контейнеров приведены в табл. 5.11 и 5.12. В настоящее время наметились следующие тенденции в совершенствовании структуры парка и параметров универсальных контейнеров:
- пополнение парка открытыми универсальными контейнерами;
- повышение высоты и увеличение ширины контейнеров 1СС (уже изготовляются контейнеры 1СС высотой 2896 мм и шириной до 2600 мм);
- повышение массы брутто контейнеров 1АА до 36 т;
- уменьшение строительства контейнеров массой брутто 25,40 т;
- прекращение строительства контейнеров массой брутто 10, 16 т;
- рост средней массы брутто крупнотоннажного контейнера;
- повышение массы брутто средне-тоннажных контейнеров, 3-тонных до 5 т и 5-тонных до 6 т.
Ввиду большого разнообразия контейнеров, в том числе специализированных, требования к ним неодинаковые н распространяются отдельно на универсальные и специализированные контейнеры Часть требований, учитывающая нагрузки на контейнеры, возникающие во время перевозки и перегрузки, является общими для универсальных и специализированных контейнеров.
Табл. 5.10 Основные параметры открытых контейнеров
Назначение и сфера эксплуатации контейнеров отдельных типов определяются возможностями совершенствования перевозочного процесса при их применении на разных видах транспорта и размерами экономии, которая зависит от достоинств и условий использования контейнеров на внутризаводском и магистральных видах транспорта во внутреннем и международном сообщениях.
Типоразмеры контейнеров, основные параметры, а также размещение элементов конструкции на универсальных и частично на специализированных контейнерах определяются стандартами. Ни одна деталь контейнера не может выступать за пределы установленных наибольших внешних размеров при температуре до 20 °С.
Технические требования к специализированным контейнерам, пригодным для внутренних и международных перевозок сыпучих грузов, изложены в стандарте ИСО 1496/1. Технические требования к контейнерам-цистернам, используемым для перевозки жидкостей и газов в международном сообщении, должны удовлетворять международному стандарту ИСО 14967111 «Технические требования и методы испытаний контейнеров серии 1, ч. III Контейнеры-цистерны Для жидкостей и газов».
Таб. 5.11 Типоразмерный ряд основных современных и пер-спективных универсальных закрытых контейнеров Материалы для специализированных контейнеров не должны вступать в химическую реакцию с перевозимыми грузами и должны быть соответствующим образом защищены от такого воздействия. Они должны выдерживать температуру в диапазоне от -50 (- 60) до + 70 °С, тогда как по стандарту ИСО этого не требуется. Указанным стандартом регламентируются также требования и к отверстиям специализированных контейнеров, в том числе для загрузки, разгрузки, осмотра, ухода и размещения отверстий по длине контейнера, чтобы обеспечить равномерное распределение грузов. Кроме того, в стандарте изложены требования к наконечникам и выпускным штуцерам, защитным лкожухам и другим элементам конструкции. При выборе формы контейнера и его конструктивного исполнения стремятся всемерно обеспечить удобные и безопасные условия загрузки и разгрузки, в том числе наиболее производительными машинами.
Таблица 5.12 Динамика основных параметров контейнеров первого, второго и третьего поколений Решающим соображением является также обеспечение сохранности груза. Контейнеры УУК-3 и УУК-5У могут оборудоваться либо торцовой, либо боковой двустворчатой дверью. Контейнеры остальных типоразмеров и главным образом крупнотоннажные могут, помимо торцовой, иметь боковые двустворчатые двери.
Конструкция контейнера должна обеспечивать:
- перевозку изделий и продуктов без потертостей и других повреждений;
- удобство и безопасность выполнения операций по загрузке и разгрузке, в том числе с применением вилочных погрузчиков;
- удобство л безопасность производства перегрузочных операций кранами;
- защиту грузов от дождя и снега.
|